Советский мотошлем – Опаньки / БайкПост

Как обновить ретро мотошлем

Дата публикации: .
Категория: Мототехника.

Самый известный советский мотошлем «Салют» и сегодня продолжает пользоваться популярностью. Приобрести раритет сложно, но если найти его на просторах интернета, можно заполучить необычный аксессуар. Также будет интересно узнать, какие шлемы первыми появились в мире.

Немного истории

До начала 50-х годов о безопасности мотоциклистов особенно никто не заботился. Первыми, кто озадачил научное сообщество такой идеей, были сотрудники Министерства транспорта Великобритании. Специалисты разработали ряд требований к защитным головным уборам и способы их испытания.

Увидев опыт коллег из-за океана, американский профессор Чарльз Ломбард решил запатентовать свое изобретение. Его мотоциклетный шлем, представляющий собой прочную внешнюю оболочку и мягкий наполнитель внутри, стал прототипом всех современных защитных аксессуаров.

Однако в те времена использование мотошлемов было добровольным. Только в начале 60 годов в Австралии приняли закон, обязывающих владельцев двухколесной техники носить шлемы. Сегодня же стандарт AS/NZS 1698:2006 считается самым строгим в мире и его требования часто «перенимают» другие страны.

В Советском Союзе требование ездить в защитной экипировке появилось в 1967 году. Тогда в свет вышел закон, требующий повысить уровень безопасности при движении водителей по автотрассам и населенным пунктам. Тогда и появился первый «Салют», который и сегодня можно успешно использовать, если немного отреставрировать каску.

Как обновить раритетный шлем

Обзаведясь ретро мотошлемом, нужно очистить его от старого лакокрасочного покрытия, ржавчины, заклепок и пенопластовых вставок. По желанию можно укоротить козырек. Дальнейшая работа делится на несколько этапов:

  • Новая обивка. Лучше всего заменить старую вставку, на вкладку из керамата (также его часто называют изоматом или туристическим матом). Главное чтобы материал был достаточно толстым, а его структура не была слишком пористой.

  • Подготовка выкройки в форме «скорлупы» для нижней части обивки. Для этого проще всего обклеить внутреннюю часть шлема малярным скотчем, обрезать по форме и вынуть заготовку.
  • Покраска. Поверхность старого советского мотошлема необходимо обработать шкуркой и нанести на нее пластофлекс. Также некоторые рекомендуют использовать для покрытия  дихлорэтан с растворенным в нем полипропиленом.
  • Создание дополнительной внутренней обивки. Она делится на три части: макушечная, лобно-затылочная и ушная. Верхнюю и среднюю обивку можно изготовить из поролона толщиной 2 см, который нужно обтянуть мягкой трикотажной тканью. Для нижней части лучше взять более толстый поролон (4 см) и создать в нем соответствующие углубления для ушей мотоциклиста.
  • Клепки. Элементы, с помощью которых крепится козырек лучше всего заменить декоративными болтами на 10. Чтобы они не выглядели громоздко их достаточно сточить до 1 мм (такая же процедура проделывается с гайками).
  • Покраска. Болты, козырек и ремешки можно покрасить в черный цвет. На сам шлем рекомендуется нанести несколько слоев лака и выровнять их «нулевкой». После этого поверхность полируется до появления зеркального блеска.

После этого можно немного укоротить нижнюю область обивки по необходимости и собрать готовый обновленный шлем.

В заключении

Разумеется, использовать такой раритет по его прямому назначению – защиты, не рекомендуется. Безопасность поролоновых вставок оставляет желать лучшего. Поэтому такой аксессуар подойдет только тем, кто ездит на небольших скоростях (до 60 км/ч), ведь именно для такого скоростного режима в середине прошлого столетия и разрабатывались шлемы.

avto-moto-shtuchki.ru

Как обновить советский мотошлем | AUTO-GL.ru

Самый известный советский мотошлем «Салют» и сегодня продолжает пользоваться популярностью. Приобрести раритет сложно, но если найти его на просторах интернета, можно заполучить необычный аксессуар. Также будет интересно узнать, какие шлемы первыми появились в мире.

Немного истории

До начала 50-х годов о безопасности мотоциклистов особенно никто не заботился. Первыми, кто озадачил научное сообщество такой идеей, были сотрудники Министерства транспорта Великобритании. Специалисты разработали ряд требований к защитным головным уборам и способы их испытания.

Увидев опыт коллег из-за океана, американский профессор Чарльз Ломбард решил запатентовать свое изобретение. Его мотоциклетный шлем, представляющий собой прочную внешнюю оболочку и мягкий наполнитель внутри, стал прототипом всех современных защитных аксессуаров.

Однако в те времена использование мотошлемов было добровольным. Только в начале 60 годов в Австралии приняли закон, обязывающих владельцев двухколесной техники носить шлемы. Сегодня же стандарт AS/NZS 1698:2006 считается самым строгим в мире и его требования часто «перенимают» другие страны.

В Советском Союзе требование ездить в защитной экипировке появилось в 1967 году. Тогда в свет вышел закон, требующий повысить уровень безопасности при движении водителей по автотрассам и населенным пунктам. Тогда и появился первый «Салют», который и сегодня можно успешно использовать, если немного отреставрировать каску.

Как обновить раритетный шлем

Обзаведясь ретро мотошлемом, нужно очистить его от старого лакокрасочного покрытия, ржавчины, заклепок и пенопластовых вставок. По желанию можно укоротить козырек. Дальнейшая работа делится на несколько этапов:

  • Новая обивка. Лучше всего заменить старую вставку, на вкладку из керамата (также его часто называют изоматом или туристическим матом). Главное чтобы материал был достаточно толстым, а его структура не была слишком пористой.

  • Подготовка выкройки в форме «скорлупы» для нижней части обивки. Для этого проще всего обклеить внутреннюю часть шлема малярным скотчем, обрезать по форме и вынуть заготовку.
  • Покраска. Поверхность старого советского мотошлема необходимо обработать шкуркой и нанести на нее пластофлекс. Также некоторые рекомендуют использовать для покрытия  дихлорэтан с растворенным в нем полипропиленом.
  • Создание дополнительной внутренней обивки. Она делится на три части: макушечная, лобно-затылочная и ушная. Верхнюю и среднюю обивку можно изготовить из поролона толщиной 2 см, который нужно обтянуть мягкой трикотажной тканью. Для нижней части лучше взять более толстый поролон (4 см) и создать в нем соответствующие углубления для ушей мотоциклиста.
  • Клепки. Элементы, с помощью которых крепится козырек лучше всего заменить декоративными болтами на 10. Чтобы они не выглядели громоздко их достаточно сточить до 1 мм (такая же процедура проделывается с гайками).
  • Покраска. Болты, козырек и ремешки можно покрасить в черный цвет. На сам шлем рекомендуется нанести несколько слоев лака и выровнять их «нулевкой». После этого поверхность полируется до появления зеркального блеска.

После этого можно немного укоротить нижнюю область обивки по необходимости и собрать готовый обновленный шлем.

В заключении

Разумеется, использовать такой раритет по его прямому назначению – защиты, не рекомендуется. Безопасность поролоновых вставок оставляет желать лучшего. Поэтому такой аксессуар подойдет только тем, кто ездит на небольших скоростях (до 60 км/ч), ведь именно для такого скоростного режима в середине прошлого столетия и разрабатывались шлемы.

auto-gl.ru

Почему во время войны немцы носили советские каски?

В годы Великой Отечественной войны, встретить солдата Вермахта в советской каске СШ-40 — было обычным делом. Немецкие солдаты при первой же возможности старались обзавестись трофейным шлемом и поскорее избавиться от собственного.

О причинах такого мы поговорим ниже.

Когда началась Вторая Мировая война, на головах солдат Вермахта красовались каски Stahlhelm M35 и M40, ничем не уступавшие защитным средствам других стран. Однако в 1942 году на вооружение применяется новая модель — M42, которая отличалась некоторыми изменениями в конструкции, однако главной проблемой стало то, что новые шлемы изготавливались из более мягкой стали, что вылилось в большую проблему.

Защита M42 значительно ухудшилась. Пусть и прежние модели не лучшим образом держали пули (от шлемов этого и не требуется в принципе), но хотя бы справлялись с попаданиями осколков, в то время как M42 стал пробиваться всем подряд. В конце 1943 года, когда Германия начала ощущать нехватку ресурсов, качество касок стало еще хуже.

СШ-40

В итоге солдатам Вермахта не осталось ничего иного, кроме как добывать трофейные шлемы, чтобы хоть как-то защитить себя. Советская каска СШ-40 обладала высокой прочностью, даже избыточной. Она отлично держала осколки, пули, выпущенные из пистолета-пулемета, а иногда и из винтовки. Правда чаще всего это все равно не спасало солдат — такие попадания зачастую приводили к перелому шеи бойца.

Кроме этого, советские шлемы отличались большой массой — 800 грамм без подшлемника. На первый взгляд может показаться, что это не так уж и много, однако при долгой носке, шея устает довольно быстро. Впрочем, советское командование считало, что безопасность важнее, а неудобства можно и потерпеть, чем соглашались и немцы, желавшие заменить собственные шлемы, на каски противника.
Ответ на вопрос «Чья же каска лучше?» дала специальная комиссия Главного интендантского управления Красной армии в 1943 году.

Первым массовым советским стальным шлемом стал СШ-36. Уже к концу 1936 года (почти сразу после принятия на вооружение) оказалось, что у этой каски огромное количество недостатков: хрупкая сталь и слабая пулестойкость в гибких местах были только верхушкой айсберга. К 1939 году каску доработали. Она получила название СШ-39 и была лишена принципиальных недостатков США-36. И тут свое слово сказала Финская война. Оказалось, что носить СШ-39 с теплым головным убором не представляется возможным, а имеющийся подшлемник не спасает бойца от обморожения при низких температурах.

Солдаты в СШ-36

Сразу после этого начались работы по модернизации подтулейного устройства шлема. В итоге была создана каска СШ-40. Так, в РККА оказалось три вида шлемов. И хотя модели 36 и 39 сняли с производства, таковых в армии было пока большинство.

А что в Германии?

К моменту 1941 года у Нацисткой Германии был огромный набор разных шлем-касок как старых моделей М16, М17 и М18, так и более современных М35 и М40. Последние две модели были основным средством защиты солдат на начало 1941 года. Шлем 35-ой модели во многом напоминал старые немецкие каски времен Первой мировой войны. Отличался он более короткими полями и козырьком, сокращенной массой, иными вентиляционными втулками.

С началом войны Германия начала удешевлять производство касок, так как потребовалось расширять производство всего воинского снаряжения. Итогом серии модификаций стал новый шлем М42. Эти каски были более технологичными, но имели упрощенный состав стали. Каска М42 стала постепенно вытеснять популярные до этого модели 35 и 40, хотя все три использовались солдатами вплоть до конца войны.

М42

Каски были слишком дорогими.

Работы по удешевлению производства касок велись и в СССР. Свои коррективы в промышленное производство вносил дефицит легирующих добавок. Первоначально для касок использовали сталь марки И-1, однако она была слишком дорогой в производстве и в 1942 году ее заменили на И-2 с меньшим содержанием никеля. И хотя при штамповке каски из И-2 почти не отличались по пулестойкости от касок из И-1, процент брака конечного изделия существенно возрос. Спустя некоторое время было решено вернуться к использованию старой стали при создании защитных шлемов.

Так, что же лучше?

Испытания касок проводились уже упомянутой комиссией в два этапа. Сравнению подвергались советские каски СШ-40 сделанные из сталей И-1 и И-2, а также многочисленные трофейные немецкие шлемы. Испытать довелось все шесть моделей: M16, M17, M18, M35, M40 и M42. Оказалось, что модели немецких касок достаточно сильно отличаются. Исследованию подвергался не только состав стали. Самой «интересной» частью, был обстрел касок из огнестрельного оружия и подрыв осколочных зарядов на близком расстоянии.

М35

Каски обстреливали из винтовки Мосина с дистанций 700-1000 метров, из револьвера системы Нагана с дистанции 10 метров, из пистолета-пулемета Шпагина с дистанции 115 метров, подвергали их взрыву осколочных гранат и минометному обстрелу.

В итоге было установлено, что советская СШ-40 является более пулестойким средством защиты, чем немецкие каски. В среднем, пробитие немецких касок было в три раза выше, чем у отечественных образцов. Однако, экспертная комиссия рекомендовала ужесточить нормы отбора для проверки касок на брак при производстве, а также продолжить поиски новых марок стали для улучшения качеств шлема и упрощения производственного процесса.

[источники]
Источники:
https://novate.ru/blogs/070518/46113/
https://warspot.ru/1559-chya-kaska-byla-luchshe
https://zen.yandex.ru/media/wt1/zachem-nemcy-nosili-sovetskie-kaski-5bd2234bad476400aa79e0e2?&from=feed

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=15664.

masterok.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о