Вариатор мопеда – Устройство вариатора на скутере

Как работает вариатор скутера. Настройка и апгрейд

ЛЕГКИЙ ВЕС
Сначала разберемся, в каких случаях необходим тюнинг трансмиссии (а он необходим далеко не всегда!), что именно он помогает улучшить в работе вариатора, ну а напоследок уже разберемся, как это все эффективнее воплотить в жизнь, то есть какие детали лучше приобрести.
Например, стандартный скутер («макси» или «полтос» со снятыми «душилками»). Необходим ли ему тюнинг трансмиссии? Зададим вопрос иначе: даст ли тюнинг трансмиссии стандартного скутера большой эффект? Возвращаясь к предыдущей части статьи, вспомним, что отличает правильно настроенный вариатор. Во-первых, это отсутствие проскальзывания ремня, а во-вторых, постоянные обороты двигателя при разгоне. При полном открытии газа обороты эти должны достигать планки оборотов максимальной мощности двигателя и сохраняться на протяжении почти всего разгона. Могу с уверенностью сказать, что вариатор любого современного скутера работает именно так (по крайней мере, мне не известен ни один случай больших огрехов с заводской настройкой). Разумеется, это верно, если только какой-нибудь умелец уже не успел криво приложить свои руки к настройкам вариатора. Испортить хорошие настройки вариатора — дело нехитрое. Единственный небольшой повод для критики большинства стандартных вариаторов — грузики чуть тяжелее оптимальных.

Производители делают это сознательно, дабы ценой небольшой потери в динамике получить большой выигрыш в удобстве. Благодаря слегка утяжеленным грузикам стандартная трансмиссия приобретает более эластичный характер работы, особенно при старте с места. А это весьма ценная вещь для многих новоиспеченных скутеристов. Своего рода «золотая середина».Если вы еще не планируете более серьезный и комплексный тюнинг скутера, но чувствуете себя в его седле уже достаточно уверенно, то первое, что следует попробовать — поставить более легкие грузики. Это и есть самый простой и, пожалуй, единственный разумный тюнинг трансмиссии полностью стандартного скутера.

Перед тем, как отправиться в тюнинг-шоп за грузиками, неплохо бы узнать вес и размер«родных». Здесь лучшие источники информации — буклеты некоторых тюнинговых компаний, например,производителя «железа» Malossi или пост-шопа Scooter Attack, но они содержат информацию только по моделям европейского рынка. В противном случае (если у вас «японец для Японии», а тем более «китаец») придется сделать замеры массы и размеров роликов. В идеале вам это с удовольствием подскажут и продавцы втюнинг-шопе, однако далеко не все они на сегодняшний день достаточно грамотны и ответственны в этом деле, так что лучше всегда перестраховаться.

Итак, вес и размер «родных» роликов уже знаем, осталось решить, насколько легче брать новые. Точного ответа на этот вопрос быть не может: многое зависит и от вашего собственного веса, то есть нагрузки на трансмиссию. Но если вы возьмете три комплекта: на полграмма, грамм и полтора грамма легче оригинальных, то, скорее всего, среди них окажется именно тот комплект. Какой именно — определяется экспериментально, как и еще многие другие параметры при тюнинге. Опускаться ниже полутора граммов вряд ли имеет смысл: слишком «короткий» передаточный ряд не даст преимущества в динамике, а главное — есть вероятность, что чересчур легкие грузики просто не «растолкают» ведущий шкив до «высшей» передачи, а значит — упадет максимальная скорость.

Итак, имеем несколько комплектов грузиков, но для их замены еще предстоит добраться внутрь вариатора. Сделать это качественно, если вы этим никогда не занимались, не так просто. Тем более что типичное последствие некачественной сборки вариатора-сорванные шлицы коленвала -заканчивается заменой последнего (а это до € 300 вместе с качественной работой). Европейские постшопы любят в своих каталогах помещать хорошие инструкции по тюнингу основных узлов скутера, в том числе и вариатора, — обзавестись таким точно не помешает. Это сэкономит время и силы. Всегда остается запасной вариант — положиться на механиков какого-нибудь сервиса. Вариант не самый лучший, так как на сегодняшний день в Москве нет НИ ОДНОЙ серьезной скутерной мастерской, уж поверьте. Не менее рискованный вариант — положиться на какого-нибудь частного умельца, если только он не картингист или кроссмен с многолетним стажем! Для самостоятельной работы с вариатором,скорее всего, потребуется и несколько специальных инструментов, например, съемник вариатора (хотя опытные механики обходятся и без него — прим. ред.).

Они недорогие, но здорово помогут. На этом тюнинг (то есть изменения, имеющие реальный результат, а не простая трата времени и денег) трансмиссии стандартного скутера заканчиваются. Казалось бы, сделана самая малость-заменены грузики вариатора, копеечная, по сути, деталь. На самом деле, сделано очень много. Прежде всего, произведена не тупая инсталляция какой-то детали, а выполнена настройка трансмиссии, хоть и довольно простая. Это, собственно, и есть начало настоящего тюнинга, в то время как многие скутеристы привыкли в нем видеть просто покупку новых деталей.

Но заканчивается на этом лишь тюнинг трансмиссии стандартного скутера. Едва ли ваш скутер останется таким долгое время: уж хороший выхлоп точно захочется в скором времени. А коль скоро скутер перестает быть стандартным, важность тюнинга трансмиссии многократно увеличивается, а значит, разговор наш продолжается.

О КАНАВКАХ И ПРУЖИНКАХ
Как только вы устанавливаете, например, «верховой» выхлоп, поршневую с иными фазами (для двухтактников) или «острый» распредвал (для четырехтактных моторов), характеристика двигателя меняется. И не в сторону эластичности: прибавка на «верхах» происходит за счет «провала» на более низких оборотах. На практике это может привести к тому, что, хотя после 60 км/ч он будет «выстреливать» так, что чертям тошно станет, с места скутер вы будете только что ногами не расталкивать. Наверняка хотелось бы иметь всю мощь на всех режимах. Не так ли? И вот тут как раз в дело вступает пресловутая трансмиссия. Снова возвращаясь к предыдущей части статьи, понимаем, что всего-навсего надо заставить скутер стартовать с более высоких оборотов и «укоротить» передаточный ряд. Что для этого понадобится?

В первом приближении, это перенастройка штатной трансмиссии, которая достигается, как мы уже знаем, заменой грузиков вариатора. Но не только. Как показала практика, родные скутерные вариаторы отлично справляются лишь со стандартной характеристикой двигателя. При ее изменении в сторону преобладания более высоких оборотов родной вариатор начинает пасовать: ему не удается удержать обороты постоянными на протяжении всего разгона. Достигнув оптимальных оборотов при старте, уже к 60 км/ч мотор «перекручивается» (развивает обороты выше оборотов максимальной мощности), появляется потеря в мощности, а отсюда- в интенсивности дальнейшего разгона и максимальной скорости. Нейтрализовав «перекрут» более тяжелыми грузиками, мы получаем провал при старте — не хватает оборотов. Тут перенастройкой уже не отделаться -требуются более совершенные и точно работающие детали трансмиссии. В тюнинговых каталогах эти позиции обозначены как вариатор (variator-внутренняя, движущаяся часть ведущего шкива вариатора) и торкдрайвер (torquedriver-внешняя, движущаяся часть ведомого шкива вариатора).

Следует отдельно заметить, что понятие «вариатор» получило в лексиконе скутеристов, по меньшей мере, два разных значения. С одной стороны, вариатором называют всю систему трансмиссии скутера: ведущий и ведомый шкивы, соединенные ремнем, и сцепление в придачу. Придраться тут, собственно, не к чему, ведь вариатор-это, прежде всего, как раз специфический тип трансмиссии, в основе которого лежат два V-образных шкива, соединенных трапециевидным ремнем. С другой стороны, название «вариатор» получил тю-нинговый кит, представляющий собой движущуюся часть ведущего шкива в сборе, ту самую, в чреве которой и находятся грузики. Фраза «я купил/поставил/заменил вариатор»,скорее всего, будет говорить только об одной детали трансмиссии. А вот фраза «вариатор настроен отлично» говорит уже обо всей системе трансмиссии. Выхода из этой неизбежной путаницы с понятиями, к сожалению, нет. Не говорить же теперь «я купил тюнинговую движущуюся часть ведущего шкива вариатора». Аналогичная ситуация, кстати, и у англичан с немцами: слова variator и variomatikTaM также используют в узком и широком смысле. Остается только следить за контекстом.

Производители тюнинговых деталей специально разработали вариаторы и торкдрайверы, призванные успешно бороться с иной, нежели стандартная, характеристикой двигателя. Их отличия от штатных деталей — иной профиль канавок для роликов (у вариатора) и спрямленные вырезы под штифтуторкдрайвера. И то, и другое дает иной алгоритм работы, лучше подходящий под «проваленную в середине» характеристику форсированного мотора, и как следствие — сглаживающий этот самый провал на выходе.

Модернизированная с помощью этих деталей трансмиссия уже без проблем точно настраивается в соответствии с изменившимися после установки, например, тюнингового глушителя, требованиями. Нейтрализуются (хотя и не всегда до конца) «провалы» и «перекруты», обеспечивая таким образом ровный и максимально эффективный разгон.

Очень важно понять, что при тюнинге требуется не только получить «гипотетические» лошадиные силы, но еще успешно их реализовать. Процесс тюнинга трансмиссии это наглядно демонстрирует: он не добавляет вашему мотору лошадиных сил, но зато позволяет лучше реализовать потенциал мотора, то есть переводит «гипотетические» лошадиные силы с коленвала в «реальные» на заднем колесе.

В четкой работе скутерной трансмиссии большую роль играет и сцепление. Даже если вариатор настроен отлично, при слишком раннем включении сцепления, когда двигатель еще не развил обороты требуемой мощности, будет неизбежно возникать провал при старте с места. Сцепление, подобно вариатору с его грузиками, также имеет настроечные детали — это пружинки, стягивающие колодки сцепления и препятствующие расхождению колодок при наборе оборотов. Понятно, что чем жестче эти пружинки, тем большие обороты потребуются, чтобы сцепление сработало, то есть колодки разошлись и вошли в зацепление с барабаном сцепления. Пружинки для настройки сцепления продаются в виде наборов из трех-четырех комплектов разной жесткости. Оптимальные по жесткости пружинки находятся экспериментально, подобно грузикам: при слишком мягких мотор будет «тупить» при разгоне (это легко распознать по «скисанию» при резком открытии ручки на старте). Слишком же жесткие пружины сузят диапазон работы силового агрегата до неприличия, в результате, скажем, в «пробках» вы сможете перемещаться, только поигрывая ручкой газа и нещадно буксуя сцеплением. Демонтаж сцепления для замены пружинок по сложности не сильно превосходит демонтаж вариатора, особенно если у вас в руках снова будут специальные инструменты. С той лишь разницей, что для извлечения самих пружинок из сцепления придется, в отличие от грузиков, приложить дополнительные усилия.

Тюнинговые вариаторы — основное (но не самое эффективное) средство при сглаживании «провалов» при форсировке по оборотам.

Еще одна деталь, задействованная в настройке трансмиссии — центральная пружина, или пружина ведомого шкива. Иногда ее называют также «пружиной сцепления», хотя к его работе она не имеет никакого отношения — просто находится на том же валу, что и сцепление. Как известно, задача этой пружины — обеспечивать необходимое натяжение ремня, препятствуя раздвижению щек ведомого шкива. Как правило, необходимость в замене этой пружины возникает после установки поршневой увеличенного объема в связи с существенным ростом крутящего момента двигателя во всем диапазоне оборотов. Возросший момент предъявляет более высокие требования к натяжению ремня, в противном же случае ремень начинает проскальзывать, особенно при старте, и это мешает получить хорошее ускорении с места. К тому же при этом перегревается ведущий шкив, в котором, обычно, и проскальзывает ремень. Свидетельством этого нередко является оплавленная пластиковая оболочка грузиков вариатора. Чтобы нейтрализовать проскальзывание, устанавливают более жесткую пружину ведомого шкива. Но тут, как и в случае с грузиками и пружинками, важно достигнуть баланса. Избыточная жесткость пружины шкива также порождает проблемы: это падение максимальной скорости и непонятное колебание оборотов двигателя при старте.

Листая тюнинговые каталоги европейских скутер-шопов, вы, скорее всего, наткнетесь на еще одну деталь в разделе, касающемся вариатора. Это внешняя часть ведущего шкива, или, применяя сложившуюся терминологию, крыльчатка. Оснащенная специальными лопастями, нагнетающими воздух при работе вариатора, эта деталь также выполняет функцию его охлаждения — за это она и получила название «крыльчатка». Позиция недорогая, но и большого эффекта сама по себе, по сравнению с родной деталью, не дает. Правда, здесь есть и исключения: на некоторых скутерах стандартная крыльчатка сконструирована таким образом, что является, по сути, заводской «душилкой». В этом случае, конечно же, она подлежит замене чуть ли не в первую очередь. В остальных случаях крыльчатку меняют на тюнинговую, как правило, когда шлицы на штатной уже порядком изношены.

Говоря о сцеплении, мы упомянули пока лишь его перенастройку с помощью более жестких пружинок, однако при глубоком тюнинге, когда мощность мотора вырастает в два и более раз, этого становится уже недостаточно: часто массивные колодки стандартного сцепления срабатывают недостаточно быстро, «буксуя» при старте. А главное — при глубоком тюнинге могут потребоваться регулировки куда более точные, нежели те, которых можно добиться простой заменой пружинок. Все эти проблемы решаются заменой сцепления целиком на тюнинговое. Одновременно рекомендуется заменить и барабан сцепления — более цепкие колодки тюнингового сцепления съедят «родной» барабан очень быстро. Тюнинговые барабаны также часто имеют специальные ребра, улучшающие охлаждение барабана, что особенно актуально для перегруженной трансмиссии «заряженного» силового агрегата.

Существует и своего рода High-end в сфере скутерных вариаторов — это так называемые трансмиссии «оверрендж» (overrange). Комплект оверрендж представляет собой специальную систему скутерной трансмиссии (ведущий и ведомый шкивы в сборе плюс специальный ремень) с расширенным диапазоном передаточных отношений. Углы и диаметры шкивов здесь иные, нежели в стандартной трансмиссии, поэтому комплект собирается только как единое целое-устанавливать их по отдельности нельзя. Эти системы трансмиссий были разработаны специально для использования с моторами, подвергнутыми очень глубокому тюнингу. Такие моторы развивают очень большую мощность, но выдают ее в очень узком диапазоне оборотов, поэтому к точности работы трансмиссии здесь предъявляются высочайшие требования. Это, прежде всего, моторы, собранные на основе гоночных поршневых класса High-end, однако в силу своей ценовой привлекательности пользуются популярностью и при тюнинге класса Racing. Дело в том, что если сложить стоимость всех компонентов для тюнинга стандартной трансмиссии, то получается аккурат стоимость комплекта оверрендж, который представляет собой уже более совершенную систему. Есть, правда, несколько «но». Во-первых, системы оверрендж на сегодняшний день предлагаются лишь для «полтинников» Piaggio и Minarelli, а во-вторых, при их установке возникают дополнительные сложности, как, например, необходимость дорабатывать картер вариатора и невозможность дальнейшего использования электростартера. А идти на такие жертвы готовы далеко не все.

Еще одна немаловажная часть трансмиссии — редуктор, в которую также вносятся изменения при тюнинге, но это уже тема пусть и небольшой, но отдельной статьи. К тому же выбор необходимого передаточного отношения редуктора в случае не слишком глубокого тюнинга обычно рекомендован производителем компонентов для вариатора, а для гонок приходится экспериментировать своей головой.

НАПОСЛЕДОК
Подведем итог рекомендациями относительно того, какой набор тюнинга трансмиссии наиболее эффективно использовать в различных случаях с точки зрения соотношения цена/результат. Стандартный скутер: перенастройка трансмиссии более легкими грузиками.

Скутер на основе стандартной поршневой с тюнинговым глушителем, а также скутер на основе поршневой 70 см3 класса Sport: вариатор или торкдрайвер,перенастройка вариатора с помощью грузиков вариатора, пружины ведомого шкива и пружинок сцепления. Скутер на основе поршневой 70сс класса Racing: то же, что и в предыдущем случае плюс тюнинговое сцепление и барабан сцепления либо система оверрендж.

Скутер на основе поршневой 70сс класса High-end: система оверрендж, тюнинговое сцепление и барабан сцепления. Вот, пожалуй, и все о тюнинге вариатора. Я сознательно не затрагивал в нем проблему выбора деталей тех или иных производителей. Это в большей степени дело вкуса и в меньшей — особенности того или иного компонента данной фирмы для данного мотора, поэтому такие беседы куда как интереснее и эффективнее вести на каком-нибудь интернет-форуме скутер-тюнингеров. Там вы и узнаете, какое сцепление лучше: Malossi Delta или Polini Evo 2G, а вернее, какое из них лучше предпочесть в каких случаях. Главное, о чем нужно помнить при тюнинге трансмиссии -сбалансированность. Она должна проявляться во всем: от выбора тюнинговых деталей до их настройки. Лишь тогда лошадиные силы вашего новоиспеченного мотора окажутся не в воздухе, а на заднем колесе!

Источник: http://www.otmotorozki.spb.ru

vsescooter.ru

Вариатор скутера: предназначение, ремонт, спортивные аналоги

Вариатор – это одна из основных составляющих трансмиссии скутера. Основная задача, которая стоит перед вариатором, это обеспечение необходимого режима скорости. Как правило, одним из самых популярных вариаторов считается клиноременный. Качество работы вариатора на прямую зависит от количества оборотов двигателя. Принцип работы вариаторы очень прост, особенно в сравнении с механической коробкой передач. К тому же, в случае поломки ремонтные работы обходятся в разы дешевле по сравнению с ручной коробкой передач.

Устройство и принцип работы

Основополагающими элементами считаются два шкива и соответственно ремень. Разрезанный ремень имеет трапециевидную форму.  Название ремня (клиноременный) исходит от принципа его работы. Переход ремня на максимальный радиус подобный клину. Во время расхода шкивов, соответственно радиус становится меньшим, скутер теряет скорость.

Основным условием стабильной работы вариатора является его плотность на шкивах, отсутствие проскальзывания. Опытные пользователи данного рода техники утверждают, что 100%-го отсутствия проскальзывания не избежать. Но, необходимо максимально его минимизировать. В случае сильного проскальзывания, работа всей трансмиссии под угрозой. Поломок и замены деталей не избежать. К тому же, КПД значительно снижается. Ярким примером проскальзывания являются выбывшие обороты двигателя на самом старте (двигатель как бы работает, но движение техники не значительное).

Также проскальзывание ремня на прямую зависит от пружины шкива. Если она потеряла свою жесткость, необходимо ее заменить. Кроме этого, нестабильная, ухудшенная работа может быть из-за износа самого ремня.

Качественные ремни именитых производителей «катают» от 6000 км.

Как ещё определить правильную работу вариатора? – во время начала движения обороты двигателя одинаковы до начала самого разгона. На максимальном отжиме ручки газа, обороты двигателя должны примерно соответствовать мощности двигателя. «Народные» мастера иногда проделывают некоторые «переделки», чтобы динамические качества скутера возросли. Также, чтобы ускорить скутер, есть вариант с полной заменой вариатора. К примеру, можно купить спортивный вариатор на скутер 50 или 150 кубов.

Подробнее о замене вариатора

Рассмотрим преимущества замены стандартного вариатора на спортивный, на китайском скутере. В основном производители как бы ограничивают мощность двигателя, посредство установки стандартного вариатора и отсечкой в коммутатора. При минимальном бюджете актуально повысить мощность двигателя установкой спортивного аналога. Купив спортивный вариатор на скутер, проблемы медленного движения, особенно для молодых людей, останутся позади. Цена зависит от страны производителя.

Динамические качества, максимальная скорость сразу же повышается после установки. Потенциал трансмиссии в целом увеличивается в разы. Чтобы максимально повысить прогрессивность и отдачу двигателя, совместно со спортивным вариатором необходимо провести установку ЦПГ (цилиндро-поршневой группы). Какой вариатор приобрести? – если финансы есть, то можно приобрести вариатор известного производителя – Polini или Stage6. В противном случае, установка китайского усовершенствованного варианта также актуальна. Чтобы повысить мощность малокубатурных скутеров, можно приобрести спортивный вариатор на 50-ти кубовый двигатель.

Видео

Смотрите также

topkarting.ru

Как работает вариатор скутера. Его ремонт и тюнинг.| Информация, эксплуатация, обслуживание

Вариатор скутера устройство предельно простое, но в то же время, весьма важное. По сути, это автоматическая бесступенчатая трансмиссия. Чтобы понять, как работает вариатор скутера достаточно вспомнить велосипед со «скоростями», где спереди и сзади установлены наборы шестеренок, соединенные цепью. Только вместо шестеренок вариатор скутера имеет два шкива, которые состоят из двух конусовидных половинок, называемых «щеками». Щеки сдвигаются и раздвигаются в зависимости от оборотов коленчатого вала, соответствующим образом «перемещая» ремень скутера и изменяя рабочий радиус ведущего и ведомого шкивов. Аналогично с велосипедными передачами, вариатор скутера будет работать на максимальной скорости, когда рабочий радиус ведущего (расположен на коленвале ) шкива будет наибольшим, а радиус ведомого (расположен на вале сцепления) шкива наименьшим.

Вариатор скутера сконструирован так , что рабочие радиусы на обоих шкивах всегда меняются только одновременно. Для того чтобы заставить щеки переднего шкива двигаться правильным образом используются специальные грузики цилиндрической формы, иногда их также называют роликами. Всего грузиков, обычно, шесть. При увеличении оборотов двигателя центробежная сила заставляет ролики перемещаться наружу. При этом, щеки сдвигаются вместе и выталкивая ремень вариатора наверх и придавая ему больший рабочий радиус. Важно понимать что, перемежается только одна из щек шкива – внешняя, но принципиального значения это не имеет. Сзади же, на ведомом шкиве вместо грузиков установлена специальная пружина, которая все время стремиться прижать одну щеку шкива к другой, при этом выталкивая ремень наружу. Поскольку ремень вариатора скутера не растягивается, при смещении ремня на ведущем шкиве, ремень на ведомом «давит» на внешнею щеку шкива. При этом, щеки раздвигаются, а пружина сжимается и ремень движется во внутрь. Таким образом, рабочий радиус ведомого шкива становиться меньшим. Внешнюю (подвижную) щеку ведомого шкива обычно называют торкдрайвером..

Возможные проблемы с вариатором скутера и способы их устранения

Для хорошей работы вариатор скутера должен быть правильно настроен. Как правило, заводские настройки близки к оптимальным. Но, тем не менее, при активной эксплуатации вариатор скутера должен быть под постоянным наблюдением, так как могут возникнуть некоторые проблемы. Больше всего следует опасаться проскальзывания ремня на шкивах. Такое проскальзывание неизбежно ведет к потери мощности скутера и повышенному износу трансмиссии. Так, что при просальзывании страдает весь вариатор скутера, а не только ремень. Определить наличие проскальзывания можно по тому, что увеличение оборотов двигателя не ведет к ожидаемому увеличению скорости движения скутера. Особенно это заметно на старте. Если у вас возникли подозрения на проскальзывание, следует, прежде всего, проверить сам ремень, для этого достаточно снять крышку вариатора. На ремне не должно быть видимых механических повреждений ( трещин, расслоения и т.д.). Кроме того следует проверить ширину ремня, она не должна быть меньше минимальной рабочей ширины, которую производитель обычно указывает на внешней стороне ремня. При каких либо подозрениях на износ ремень следует заменить. Не проведенная вовремя замена может привести к разрыву ремня во время движения, что само по себе опасно.

Еще одной причиной проскальзывания может быть состарившаяся пружина на ведомом шкиве вариатора скутера. Важно понимать, что при длительной эксплуатации пружина теряет свою жесткость, что ведет к всё большему проскальзыванию. В таком случае пружину также следует заменить. Настоятельно рекомендую устанавливать только оригинальную пружину, которая идеально подходит на ваш вариатор скутера. Слишком жесткая пружина ведет к потери максимальной скорости, так как ремень просто не сможет раздвинуть щеки ведомого шкива, а слишком мягкая не ликвидирует проскальзывание.

Как «оттюнинговать» вариатор скутера

Как уже говорилось выше, вариатор скутера вещи довольно деликатная, и требует идеальной настройки для своей работы, иначе жди проблем. По этому, единственно приемлемым вар

www.moto-scuter.ru

что это такое, для чего он нужен и каков принцип его работы| Информация, эксплуатация, обслуживание

Вариатор является составной важной деталью и применяется в двигателях транспортных средств. В случае со скутером используется в трансмиссии. Главное назначение вариатора скутера – обеспечение нужного скоростного режима. В скутерах в большинстве случаев используется клиноременный вариатор. Устройство этого типа вариатора следующее: ведущий шкив, клиновидный и ведомый ремни. Его работа зависит от количества оборотов самого двигателя. Такое устройство намного проще стандартной ручной коробки и АКПП. Также замена и ремонт стоят намного дешевле в отличие от классических коробок. Поэтому их и используют в недорогой мототехнике.

Для того чтобы понять принцип работы, нужно разобраться с устройством вариатора скутера. Как говорилось выше, составными элементами являются два шкива, которые раздвигаются, и ремень, прилегающим к этим двум деталям. Если посмотреть на ремень в разрезе, то он имеет форму трапеции. По мере того как шкивы сдвигаются, ремень переходит на максимальный радиус, подобно клину (отсюда и такое название). Когда они раздвигаются, то радиус становится меньше вместе с передаточным числом. Скорость, соответственно, тоже падает.

Когда обороты двигателя увеличиваются, ведущий шкив сжимается, а ведомый соответственно раздвигается. При этом изменяется передаточное число. Для улучшения работы вариатора скутера можно произвести тюнинг его трансмиссии.

Есть некоторое количество параметров, с помощью которых можно определить, правильно ли настроен и работает вариатор скутера.

Главное, чтобы ремень не проскальзывал на шкивах. Естественно, что проскальзывания полностью избежать не удастся. Но необходимо, чтобы оно было минимальным, и владелец скутера не замечал его. Когда ремень вариатор сильно проскальзывает — это негативно влияет и на трансмиссию. При этом происходит быстрый износ деталей. А главное — снижается КПД. Отличительной особенностью данной проблемы является выбег оборотов двигателя на старте. Проще говоря, скутер ревёт, но ускорения нет. Проскальзывание ремня вариатора скутера в первую очередь зависит от жёсткости пружины шкива. Чем она жестче, тем сильнее натягивается сам ремень. Конечно, есть и другие факторы, влияющие на эту проблему: его износ, к примеру. Вообще нормальный ремень должен прослужить порядка 6000 км как минимум. Хотя, как правило, эта цифра намного больше. Но это при нормальной работе всего вариатора в целом.

Второй параметр, показывающий правильную работу вариатора скутера — обороты двигателя примерно одинаковы при его разгоне. А при полном открытии газа обороты должны соответствовать максимальной мощности скутера. Таким образом, можно достичь быстрого разгона транспортного средства. Многие владельцы скутеров переделывают заводские настройки, чтобы добиться максимального эффекта. Оптимальные настройки обеспечивают езду без толчков, ровный и постепенный набор скорости.

На многих форумах обсуждаются различные способы расточки вариаторов скутеров. С помощью такой модификации можно увеличить общую скорость скутера приблизительно на 10-15 км/ч. В интернете полно информации, которая помогает произвести тюнинг вариатора своими руками.

Ремонт и настройка вариатора скутера может производиться вручную. Если, конечно, вы обладаете специальными навыками. Его правильная работа обеспечивает ровный разгон без всяких провалов и точную работу двигателя. Опытные мотолюбители знают, что периодически нужно проводить осмотр вариатора, дабы обеспечить его стабильную работу. Для этого необходимо его разбирать, чистить от всевозможных загрязнений и ржавчины. Места, подверженные коррозии, лучше покрасить. Проверку желательно проводить каждые 1500-2000 км.

Если возникла необходимость замены вариатора скутера, то к покупке стоит отнестись с должным вниманием, чтобы получить ожидаемый результат. Возможно, что весь вариатор покупать и не надо, нужно приобрести только лишь ремень. Также стоит обратить свой взор на проверенные бренды, которые уже зарекомендовали себя на рынке мототехники. Необходимо прислушаться и к мнениям других пользователей, ранее столкнувшихся с данной проблемой.

Помните: профилактика и уход за транспортным средством и его составными частями – залог долгой и качественной работы. В некоторых случаях от этого зависит ваше здоровье.

www.moto-scuter.ru

Вариатор скутера — устройство и принцип действия

Бывает, что после многочисленных поездок по отечественным дорогам ваш «железный пони» нуждается в небольшом ремонте. Тогда и хозяин начинает ломать себе голову над тем, где же взять запчасти к любимцу, ведь долго обходиться без этого замечательного средства передвижения невозможно, особенно тем, кто к нему привык. В помощь хозяину скутера приходят сервисы ТО, интернет-магазины и рынки.

Чтобы понять принцип работы вариатора, можно представить себе механику изменения передаточных отношений в обычных двухколесных велосипедах. Их вариатор выглядит как некоторое число звездочек спереди, которые соединяются цепью. Эта картина слегка обобщена, ведь звездочек у клиноременного вариатора попросту не найти, так как вместо них располагаются два шкива.

Вариатор скутера одновременно выполняет несколько важных задач. В таком легком и небольшом средстве передвижения он заменяет объемную коробку передач и значительно упрощает конструкцию скутера. Более того, водитель практически не участвует в процессе передачи крутящего момента к колесу.

Вообще, инженеры разработали множество разных типов вариаторов, но самым распространенным на скутерах является клиноременной вид. Он, в свою очередь бывает автоклиноременной и механический. Первый более точный в работе, так как все совершается с помощью электроники, а работа механического зависит от качества его настройки. Внешне вариатор скутера выглядит довольно-таки просто, но в настройке он слегка капризный, ведь при его подборе и регулировке нужно учесть целый перечень факторов, среди которых параметры ремня, жесткость пружин сцепления, размер роликов и другие.

Часто мастера начинают выдумывать новые способы усовершенствования вариатора скутера, но, как правило, получается только хуже. Необходимо помнить, что заводские настройки – это наиболее оптимальный вариант для хорошей работы вашего скутера. Идеальной настройкой принято считать ту, при которой вариатор скутера обеспечивает равномерный разгон, а этого добиться не так и просто.

Вариатор скутера имеет в своем составе V-образного шкивы. Каждый из них имеет две половинки, похожие на конусы, которые то приближаются, то отдалятся одна к другой. Шкивы соединяются через гибкий ремень с сечением, которое по форме напоминает равнобедренную трапецию.

Одно известно однозначно, что лишь при хорошо настроенном вариаторе вы сможете плавно менять скорость своего движения. Это сохранит ваш скутер и поможет более комфортно пользоваться им.

Если вы новичок в общении с техникой и владеете этим средством передвижения совсем недавно, то попытаться настроить вариатор скутера можно, но лучше все же попросить более знающих мастеров, чтобы потом не возникло неприятных сюрпризов на дороге.

Если детальнее рассмотреть сцепление скутера, то это устройство нельзя считать автономным, так как оно прямо и непосредственно связано с устройством вариатора скутера. Если одна из этих систем механизма будет работать неправильно, то собьется и работа второго.

Если описать словесно всю конструкцию, как соединены вариатор скутера, барабан сцепления и колодки, то получится большая словесная путаница, распутать которую будет сложно даже бывалому механику.

В общем, картина работы этой части скутера выглядит так: на ведомом шкиве прикреплен узел сцепления, который совершает вращательное движение. А сам барабан сцепления размещен на валу, через двухступенчатый упрощенный редуктор передает оборотный момент к заднему колесу скутера. Поэтому если вы хотите чтобы ваш скутер поехал, необходимо придать оборотов барабану сцепления.

Скутер поедет только тогда, когда у ведомого шкива вариатора будет необходимая скорость вращения. Это нужно для преодоления колодками силы упругости, которые присущи пружинам сцепления. Как видите, система запуска скутера довольно простая.

Есть еще один момент, который стоит учитывать при ремонте и настройке вариатора скутера. Желательно приобретать запчасти к своему средству передвижения того же производителя, что и марка скутера. Так, к примеру, для японского скутера лучше подойдут именно японские запчасти, а не выточенные токарем из мягких сталей в неурочное время. Безусловно, человек высокой квалификации сможет воссоздать для вас сломанную или изношенную деталь в первозданном виде, но он не может знать обо всех тонкостях химической обработки поверхностей, которые применяла фирма изготовитель при производстве деталей того или иного узла.

Шкивы и пасс вариатора – это тоже не исключение. Помните, что хорошо настроенный вариатор скутера – это важная ступень к вашему безопасному передвижению по дороге.

www.moto-scuter.ru

Устройство и характеристики вариатора скутера| Информация, эксплуатация, обслуживание

Вариатор – это один из самых важных узлов скутера. Он представляет собой механическую бесступенчатую трансмиссию. Это одновременно и сложный и простой узел. Задача вариатора состоит в том, что бы заменить большую и не удобную коробку передач. Благодаря этой детали намного упростилась конструкция скутера, и водителю стало легче им управлять. Далеко не последняя задача вариатора – передавать крутящий момент на колесо с максимальной эффективностью. С виду это довольно незатейливый механизм, но для того, что бы его настроить потребуется максимум внимания и умения. Чтобы грамотно его настроить, нужно не забыть о следующих факторах: вес и размер роликов, диаметр шкивов, их амплитудность, длина и ширина ремня, жесткость пружины торкдрайвера, жесткость пружин сцепления и так далее.

Существует много видов различных вариаторов, но в скутерах устанавливают, как правило, клиноременные, которых в свою очередь имеется два: автоклиноременные и механические.

Устройство клиноременного вариатора следующее: два раздвижных шкива и соединяющий их клиновой ремень. Две конусных поверхности, которые образуют шкив, называются «щеки», между ними есть определенный зазор. Шкив, который вращается двигателем, называется ведущим, а тот с которого осуществляется отбор мощности – ведомым. Ведущий шкив закреплен на левой шейке коленвала, а ведомый соединяется с редуктором заднего колеса через механизм сцепления. Когда частота вращения коленчатого вала изменяется, муфта вариатора меняет расстояние между щеками шкива.

Клиноременной вариатор состоит из: 1 — неподвижной щеки ведущего шкива, 2 — клинового ремня, 3 — подвижной щеки ведущего шкива, 4 — пластины с направляющими грузиков, 5 — грузики, 6 — неподвижная щека ведомого шкива, 7 — подвижная щека ведомого шкива, 8 — пружина, 9 — центробежное сцепление. Благодаря тому, что на скутерах установлены клиноременные вариаторы, управлять ими достаточно просто даже людям, которые никогда не сидели за рулем мототехники.

Вариатор скутера можно отнести к механическим типам трансмиссий. Если говорить понятным языкам, то вариатор способен обеспечить оптимальное передаточное число трансмиссии в какой-то определенный момент времени. Не дорогие скутера оснащены механическими вариаторами, их работа осуществляется за счет роликов. Такое решение зарекомендовало себя не с лучшей стороны. Сила трения и температура оказывают негативное влияние. Дорогие брендовые модели оснащают вариаторами, которые управляются бортовым компьютером. Для того, чтобы увеличить возможности из стандартного вариатора механического типа по максимуму, устанавливают ролики, которые нужно подобрать по весу, а лучше купить готовые набор и таким образом увеличится мощность скутера и работать он будет более ровно.

Вариатор тесно связан с работой сцепления. Если что-то одно будет работать неправильно, но это отразиться на работе другого.

Есть несколько параметров, по которым можно определить правильную работу вариатора и по ним можно судить о его хорошей настройке. Первый – ремень не должен проскакивать в шкивах. Проскальзывание должно быть минимальное. В противном случае это может повредить трансмиссии, детали будут изнашиваться намного быстрее. Как можно определить, что проскальзывание имеет место? Вы будете видеть, что ваш скутер «ревет, пытается ехать, но ему это не удается». Так же причиной проскальзывания может быть большой износ. Второй – обороты двигателя должны быть постоянными. Еще на заводе вариатор скутера настраивают оптимально при помощи специальных грузиков. Некоторые любители экспериментов меняют их на более легкие, что бы увеличить разгон, но делать этого не следует, иначе можно потерять не только в скорости разгона, но и в максимальной скорости вообще. Заводская настройка вариатора считается идеальной, и менять ее не рекомендуется, можно только ухудшить положение. Наиболее оптимальная настройка позволяет обеспечить ровный разгон без всяких провалов и главное – в нужной зоне оборотов.

www.moto-scuter.ru

что это такое, для чего он нужен и каков принцип его работы| Информация, эксплуатация, обслуживание

Вариатор является составной важной деталью и применяется в двигателях транспортных средств. В случае со скутером используется в трансмиссии. Главное назначение вариатора скутера – обеспечение нужного скоростного режима. В скутерах в большинстве случаев используется клиноременный вариатор. Устройство этого типа вариатора следующее: ведущий шкив, клиновидный и ведомый ремни. Его работа зависит от количества оборотов самого двигателя. Такое устройство намного проще стандартной ручной коробки и АКПП. Также замена и ремонт стоят намного дешевле в отличие от классических коробок. Поэтому их и используют в недорогой мототехнике.

Для того чтобы понять принцип работы, нужно разобраться с устройством вариатора скутера. Как говорилось выше, составными элементами являются два шкива, которые раздвигаются, и ремень, прилегающим к этим двум деталям. Если посмотреть на ремень в разрезе, то он имеет форму трапеции. По мере того как шкивы сдвигаются, ремень переходит на максимальный радиус, подобно клину (отсюда и такое название). Когда они раздвигаются, то радиус становится меньше вместе с передаточным числом. Скорость, соответственно, тоже падает.

Когда обороты двигателя увеличиваются, ведущий шкив сжимается, а ведомый соответственно раздвигается. При этом изменяется передаточное число. Для улучшения работы вариатора скутера можно произвести тюнинг его трансмиссии.

Есть некоторое количество параметров, с помощью которых можно определить, правильно ли настроен и работает вариатор скутера.

Главное, чтобы ремень не проскальзывал на шкивах. Естественно, что проскальзывания полностью избежать не удастся. Но необходимо, чтобы оно было минимальным, и владелец скутера не замечал его. Когда ремень вариатор сильно проскальзывает — это негативно влияет и на трансмиссию. При этом происходит быстрый износ деталей. А главное — снижается КПД. Отличительной особенностью данной проблемы является выбег оборотов двигателя на старте. Проще говоря, скутер ревёт, но ускорения нет. Проскальзывание ремня вариатора скутера в первую очередь зависит от жёсткости пружины шкива. Чем она жестче, тем сильнее натягивается сам ремень. Конечно, есть и другие факторы, влияющие на эту проблему: его износ, к примеру. Вообще нормальный ремень должен прослужить порядка 6000 км как минимум. Хотя, как правило, эта цифра намного больше. Но это при нормальной работе всего вариатора в целом.

Второй параметр, показывающий правильную работу вариатора скутера — обороты двигателя примерно одинаковы при его разгоне. А при полном открытии газа обороты должны соответствовать максимальной мощности скутера. Таким образом, можно достичь быстрого разгона транспортного средства. Многие владельцы скутеров переделывают заводские настройки, чтобы добиться максимального эффекта. Оптимальные настройки обеспечивают езду без толчков, ровный и постепенный набор скорости.

На многих форумах обсуждаются различные способы расточки вариаторов скутеров. С помощью такой модификации можно увеличить общую скорость скутера приблизительно на 10-15 км/ч. В интернете полно информации, которая помогает произвести тюнинг вариатора своими руками.

Ремонт и настройка вариатора скутера может производиться вручную. Если, конечно, вы обладаете специальными навыками. Его правильная работа обеспечивает ровный разгон без всяких провалов и точную работу двигателя. Опытные мотолюбители знают, что периодически нужно проводить осмотр вариатора, дабы обеспечить его стабильную работу. Для этого необходимо его разбирать, чистить от всевозможных загрязнений и ржавчины. Места, подверженные коррозии, лучше покрасить. Проверку желательно проводить каждые 1500-2000 км.

Если возникла необходимость замены вариатора скутера, то к покупке стоит отнестись с должным вниманием, чтобы получить ожидаемый результат. Возможно, что весь вариатор покупать и не надо, нужно приобрести только лишь ремень. Также стоит обратить свой взор на проверенные бренды, которые уже зарекомендовали себя на рынке мототехники. Необходимо прислушаться и к мнениям других пользователей, ранее столкнувшихся с данной проблемой.

Помните: профилактика и уход за транспортным средством и его составными частями – залог долгой и качественной работы. В некоторых случаях от этого зависит ваше здоровье.

www.moto-scuter.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о