Мотоцикл м – М-72 (мотоцикл) — Википедия

М-72 — Мотоэнциклопедия

М-72 — модель мотоцикла, марки Днепр

М-72 — советский тяжёлый мотоцикл. Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год на заводах ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь» (Ленинград), КМЗ (Киев). Первоначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную продажу не поступал.

Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего было выпущено более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в одиночном варианте.

ИМЗ М-72 (1940—1961 годы) — на протяжении всего выпуска модернизировался, последняя модель получила даже короткорычажную вилку и алюминиевые ступицы колёс

История

В СССР решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW[3], на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R 71 (BMW-750)[4][5], который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в Вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ) По кооперации ЗИС разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (ныне АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Московский мотоциклетный завод выпускал мотоциклы до 1951 года. Другой базой производства стал харьковский завод, двигателями его снабжал Киевский завод медицинских инструментов. В Ленинграде заводу «Красный Октябрь» также было поручено производство М-72. С 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить в Ирбите, куда было эвакуировано оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Его возглавил Александр Минович Федоров, среди конструкторов находились И. И. Окунев, Н. А. Кукин, В. В. Бекман, испытатели С. И. Карзинкин и Б. В. Зефиров. Одновременно производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», называвшийся Горьковским мотоциклетным заводом. Параллельно с ИМЗ, начиная с 1951 года, стал делать мотоциклы М-72 и Киевский мотоциклетный завод (КМЗ). Позже он встал на собственный путь развития конструкции. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства не существовало. С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. Гражданскую версию завода ИМЗ отличали: улучшенный двигатель, усиленные колёса и рама, торсионная подвеска колеса коляски, новая цветовая гамма и надпись «Ирбит» на баке. Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учёте в военкомате и в военное время подлежали реквизиции. Было выпущено 8,5 тыс. мотоциклов.

Начиная с 1950 года, завод начал подготовку к выпуску тяжелых дорожных мотоциклов М-72. В связи с отсутствием свободных площадей для монтажа технологического оборудования для нового мотоцикла М-72 завод избрал путь перехода на новую машину за счет создания переходящего запаса двигателей и трансмиссий мотоциклов К-1В в объёме годового плана. С 1952 г. производство мотоциклов К-1Б было прекращено, а мотоциклы К-1В в количестве 6 тыс. шт. выпущены из ранее созданного задела двигателей и трансмиссий. Моторный цех № 2 и цех № 3 инвалидных колясок освобождены для монтажа оборудования и освоения производства двигателя и коробки передач мотоциклов М-72 с начала 1952 года. В 4 квартале 1952 года завод выпустил 500 двигателей с коробками перемены передач М-72 и по решению Главмотовелопрома обеспечил выпуск 500 мотоциклов М-72 с экипажной частью, полученной с Ирбитского мотоциклетного завода. В освоении и выпуске первой партии двигателей и коробок переменной передачи особо отличились т.т. Дмитриков О. А., Мантуло П. У., Лисерман А. И. Дымарь С. Г., Целуйко Д. И., Елагин В. П., Николаев А. С. В течение последующих лет кооперация с Ирбитским мотоциклетным заводом сокращалась по мере освоения узлов и деталей экипажной части Киевским мотоциклетным заводом.

В 1953 году завод наращивает выпуск мотоциклов М-72 и готовится к выпуску новой более совершенной модели, мотоцикла М-53.

Характеристики:

Общие данные

Тип мотоцикла — с коляской.

База, мм — 1430.

Дорожный просвет, мм — 130.

Колея, мм — 1100

Габариты, мм:

— длина — 2420;

— ширина — 1650.

Высота (по ключу зажигания) — 1000

Вес мотоцикла, кг:

— сухой — 335;

— рабочий — 380.

Расход топлива по шоссе, л/100 км — 7.

Запас хода по топливу по шоссе, км — 310.

Наибольшая скорость, км/час — 85.

Емкость (масляная), л:

— картера двигателя — 2,0;

— картера КП — 0,8;

— картера задней передачи — 0,150;

— воздухоочистителя — 0,2.

Емкость топливного бака, л — 22.

Двигатель

Тип двигателя — четырехтактный двухцилиндровый.

Марка — М-72М.

Диаметр цилиндра, мм — 78.

Ход поршня, мм — 78.

Рабочий объем, см³ — 746.

Степень сжатия — 5,5 ± 0,2.

Максимальная мощность, л. с. — 22.

Максимальный крутящийся момент, кг м — 4,0.

Материал головки блока — алюминиевый сплав.

Прокладка головки блока — асбометаллическая 0,6 мм.

Материал поршня — сплав алюминиевый.

Фазы газораспределения (по углу поворота кривошипа), град.:

— начало впуска до в. м. т. — 76;

— конец впуска после н. м. т. — 92;

— начало выпуска до н. м. т. — 116;

— конец выпуска после в. м. т. — 52.

Карбюратор — Два К-37.

Силовая передача М-72 М

Передаточное число главной передачи — 4,62.

Сцепление — сухое двухдисковое в маховике двигателя.

Количество дисков:

— ведущих — 3;

— ведомых — 2.

Количество пружин — 6.

Технические характеристики коробки передач М-72 М

Тип — четырехступенчатая двухходовая.

Передаточные числа:

— на первой передаче — 3,6;

— на второй передаче — 2,286;

— на третьей передаче — 1,7;

— на четвертой передаче — 1,3.

Общее передаточное число:

— на первой передаче — 16,65;

— на второй передаче — 10,56;

— на третьей передаче — 7,85;

— на четвертой передаче — 6,01.

Шины мотоцикла М-72 М и их характеристики

Размер, в дюймах — 3,75-19.

Давление, кг/см²:

— переднего колеса — 1,6;

— заднего колеса — 2,0;

— колеса коляски — 1,8;

— запасного колеса — 2,0.

Зажигание и Электрооборудование М-72 М и их характеристики

Тип — батарейное магнето.

Марка катушки зажигания — Б — 2Б или Б-11.

Аккумуляторная батарея — 3МТ-14.

Генератор — Г — 11А.

Реле-регулятор — РР-31.

Сигнал — С — 23Б.

Фара ФГ — 6.

www.bikerwiki.ru

М-72 (мотоцикл) — это… Что такое М-72 (мотоцикл)?

М-72
Общая информация
Производитель

ММЗ
ГМЗ
ИМЗ
«Красный Октябрь»
КМЗ

Годы выпуска

с 1941 по 1960 год

Следующая модель

ИМЗ М-61

Составляющие
Двигатель
Марка: М-72
Тип: Бензиновый, оппозитный
Объём: 746 см3
Максимальная мощность: 22 л.с., при 4600 об/мин
Конфигурация: B
Цилиндров: 2
Клапанов: 4
Диаметр цилиндра: 78 мм
Ход поршня: 78 мм
Cтепень сжатия: 5,5
Система питания: два горизонтальных карбюратора К-37
Охлаждение: воздушное
Клапанной механизм: SV
Тактность (число тактов): 4
Порядок работы цилиндров: 1-2
Рекомендованное топливо: А-66
Сцепление

сухое, двухдисковое

КПП
мехническая 4-ступ.
Модель: М-72
Тип: мехническая
Число ступеней: 4-ступ.
Передаточные отношения:  
1 передача: 3,6
2 передача: 2,28
3 передача: 1,7
4 передача: 1,3
Задняя передача: нет
Переключение: педаль и ручной рычаг
Привод

карданная передача

Подача топлива

самотёком

Передняя шина

3,75×19

Задняя шина

3,75×19

Технические характеристики
Ёмкость бака

22

Снаряжённая масса, кг

219 кг (одиночка)

Максимальная скорость, км/ч

110

Габариты
Длина, мм

2130 мм

Ширина, мм

815 мм

Высота, мм

960 мм

База мотоцикла, мм

1430 мм

Дорожный просвет, мм

135 мм

М-72 на Викискладе

М-72 — советский тяжёлый мотоцикл. Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год на заводах ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь» (Ленинград), КМЗ (Киев). Первоначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную продажу не поступал.

Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего было выпущено более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в одиночном варианте.

Технические характеристики

  • Масса (одиночки/с коляской) 225/350 кг[1]
  • Длина — 2130/2380 мм[2]
  • Ширина — 815/1590 мм
  • Высота — 960/1000 мм
  • База — 1430 мм
  • Клиренс 135 мм
  • Высота сиденья — 790 мм
  • Мощность двигателя 22 л.с. при 4600 об/мин
  • Рабочий объем 746 см³
  • Число тактов 4
  • число цилиндров 2
  • Диаметр цилиндра 78 мм
  • Степень сжатия 5.5
  • Ход поршня 78 мм
  • Тип свечей А 11
  • Карбюратор К-37
  • Зажигание батарея 3 МТ-14
  • Напряжение 6 В
  • Реле-регулятор РР-1/РР-31
  • Генератор, мощность Г-11, 45 Вт
  • Трансмиссия карданный вал
  • Коробка передач 4-х скоростная
  • Передаточные числа 3,60 / 2,28 / 1,7 / 1,3
  • Шины 3,75×19
  • Давление в шинах 1,5/2,5 атм (передняя/задняя)
  • Запас топлива 22 л
  • Расход топлива 7 л/100 км
  • Максимальная скорость 110/95 км/ч

История

М-72 на почтовой марке

В СССР решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW[3], на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в Вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ) По кооперации ЗИС разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (ныне АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Московский велосипедный завод выпускал мотоциклы до 1951 года. Другой базой производства стал харьковский завод, двигателями его снабжал Киевский завод медицинских инструментов. В Ленинграде завод «Красный Октябрь» также взялся за производство М-72. С 25 февраля 1942 года мотоциклы М — 72 начали производить в Ирбите, куда было эвакуировано оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Его возглавил Александр Минович Федоров, среди конструкторов находились И. И. Окунев, Н. А. Кукин, В. В. Бекман, испытатели С. И. Карзинкин и Б. В. Зефиров. Одновременно производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», называвшийся Горьковским мотоциклетным заводом. Параллельно с ИМЗ, начиная с 1951 года, стал делать мотоциклы М-72 и Киевский мотоциклетный завод (КМЗ). Позже он встал на собственный путь развития конструкции. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства не существовало. С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. Гражданскую версию завода ИМЗ отличали: улучшенный двигатель, усиленные колёса и рама, торсионная подвеска колеса коляски, новая цветовая гамма и надпись «Ирбит» на баке. Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учете и в военное время подлежали реквизиции. Было выпущено 8,5 тыс. мотоциклов.

Конструкция

Конструкция прототипа (BMW R71) была ориентирована на массовое производство и содержала одновременно немало технических новшеств, которые на советских мотоциклах ранее не применялись. Это дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса, телескопическая передняя вилка(к слову, после войны на последних сериях М-72 ставили рычажную вилку), карданная передача, питание каждого цилиндра от собственного карбюратора.

Оппозитное расположение цилиндров в двигателе обеспечило не только его хорошую уравновешенность, но и низкий центр тяжести всего мотоцикла. У М-72 он лежал на высоте 592 мм. Все вспомогательные узлы (прерыватель, маслонасос, генератор) на М-72 приводились шестернями, чугунные цилиндры покрыты антикоррозионным жаростойким черным лаком, шатунные подшипники коленчатого вала — роликовые, коренные — шариковые. Шатуны сидели не на общей шейке, а каждый на своей. Поэтому левый цилиндр по ходу машины смещен вперед на 39,2 мм относительно правого. В интересах уменьшения длины картера двигателя и, следовательно, его массы (с коробкой он весил 75 кг), коленчатый вал на М-72, как и у прототипа БМВ-R71, сделан двухопорным, а его средняя щека — сравнительно тонкой (18 мм). Мотоцикл М-72 выделялся среди своих ровесников рычагами управления, концы которых смотрели не наружу, а внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской порой оказывалось удобным переключать передачи не педалью, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце.

На мотоцикл устанавливались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь как по ходу мотоцикла, так и назад. Так же, в очень ограниченном количестве, в войска поступали модификации с установленным вместо корпуса коляски 82-миллиметровым миномётом.

В 1949 году внедрён двойной воздушный фильтр — сетчатый и инерционно-масляный. С 1950 года вместо реле-регулятора РР-1 мотоциклы стали комплектоваться новым прибором РР-31. Затем, в 1952 году, внедрили усовершенствованный генератор Г11А. Его мощность как у предшественника (Г11), так и у последующей модели (Г414) оставалась, однако, неизменной.

С 1956 года ИМЗ перешел на модель М-72М. Ее главное отличие — среди усовершенствований двигателя замена (с 1955 г.) переднего подшипника распределительного вала (вместо втулки — шариковый). По ходовой части: усилена рама, изменен редуктор главной передачи, усилены колеса: на тормозном барабане появился штампованный «кружевной» венец для более надежного закрепления спиц. Во избежание блокирования колеса липкой грязью передний щиток поднят и закреплен на подрессоренной части передней вилки. Мотоцикл получил новую коляску.

Дальнейшего развития М-72М не произошло, так как ИМЗ перешел на модель М-61 с верхнеклапанным двигателем.

Спортивная модификация

Для спортивных клубов небольшими партиями выпускался кроссовый мотоцикл М-72К: облегченный, с форсированным двигателем мощностью 30 л. с. Увеличение мощности достигнуто изменением фаз газораспределения, увеличением высоты подъема клапана и расшлифовкой впускного и выпускного каналов. Мотоцикл М-72К имеет забор воздуха с верхней поверхности бензобака, улучшенные передние и задние грязевые щитки, двойное седло водителя и покрышки со специальным «кроссовым» рисунком протектора, выведенные на уровень с верхними трубами рамы глушителя, переднюю вилку без фары, герметичные системы электрооборудования с магнето, привод которого состоит из двух шестерен. Ведущая шестерня вращается вместе с распределительным валом, а ведомая— вместе с промежуточным валом, установленным в передней крышке. Магнето соединено с промежуточным валом кулачковой муфтой. Значительное уменьшение веса достигнуто благодаря легкому боковому прицепу и облегчению ходовой части мотоцикла. На подвеске заднего колеса установлен фрикционный амортизатор, гасящий колебания задней подвески. Рукоятка управления дросселем — катушечного типа, что позволяет резко открывать дроссель при небольшом угле поворота рукоятки.

Литература

  • Мотоцикл М-72. Инструкция по уходу и эксплуатации. Машгиз, Киев 1964.
  • Мотоциклы «Урал», «Днепр». Эксплуатация, ремонт. Пособие по ремонту/ под ред. Т. А. Шленчик. — Чернигов: Ранок, 2001. — 208 с. — ISBN 966-8185-03-X.

См. также

Примечания

  1. Мотоцикл М-72. Инструкция по уходу и эксплуатации. — Киев: Машгиз, Украинское отделение, 1964.
  2. М. Г. Гинцбург. Устройство и обслуживание мотоциклов. — издание второе, переработанное. — М.: Машгиз, 1963. — 319 с. — 215 000 экз.
  3. Кащеев Л. Б., Реминский В. А. 2 // Военные машины. Автомобили ЗиС в Красной Армии.

Ссылки

partners.academic.ru

80 — Мотомир Вячеслава Шеянова



Аудиоверсия статьи:


Мотомириада №44

Запуск двигателя

На Горьковском мотозаводе (ГМЗ) первым гоночным мотоциклом собственной конструкции стал М-80, выпущенный в 1946 году. Мотоцикл оснащался двигателем рабочим объемом 746 см3, со степенью сжатия 9,5 и мощностью 40 л. с. при 6000 об/мин. Масса мотоцикла составляла 192 кг. Максимальная скорость – 170 км/ч.

Можно строить предположения, была ли конструкция двигателя мотоцикла целиком создана на ГМЗ или создатель М-80 Наум Гудкин использовал некоторый задел сохранившихся двигателей М-75 (разработка которых велась в то же время). Пожалуй, наиболее вероятна вторая версия, так как централизация мотопрома в СССР позволяла перебрасывать и передавать детали и целые конструкции с одного предприятия на другое.

М-80 обладал той же экипажной частью, что и М-72, она лишь немного была изменена и облегчена. И двигатель сохранял много общего с мотором М-72, с той лишь разницей, что цилиндры и верхнеклапанные головки повторяли конструкцию BMW R75.

М-72 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

BMW R75 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Было выпущено всего 5 экземпляров М-80. В конце 40-х годов все эти модели участвовали в соревнованиях, о чем свидетельствуют немногие сохранившиеся фотографии. Два экземпляра машины передали по разнарядке спортобществу “Трудовые резервы”. Летом 1947 года заслуженный мастер спорта СССР Евгений Грингаут установил на М-80 абсолютный всесоюзный рекорд скорости – 172 км/ч!

Производитель Горьковский Мотоциклетный Завод, СССР
Годы выпуска 1946
Количество, шт  5
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип верхнеклапанный оппозитный
Объем двигателя, см3 746
Диаметр и ход поршня, мм 78 x 78
Мощность 40 л.с. при 6000 об/мин
Зажигание батарейного типа
Карбюратор К-37 – 2 шт.
Аккумулятор 6 В
Сцепление сухое
Коробка передач 4-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы стальная трубчатая
Передняя подвеска телескопическая
Задняя подвеска пружинная
Тормоза колодочные
Размеры колес переднее – 21 дюйм, заднее – 20 дюймов
РАЗМЕРЫ
Длина, мм

2 050*

Ширина, мм

810*

Высота, мм

1 000*

Колесная база, мм

1 400*

Клиренс, мм

150*

Высота сидения

750*

Масса, кг

192

Емкость бензобака, л
Максимальная скорость, км/ч

170

Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.



motos-of-war.ru

М-72 (мотоцикл) — это… Что такое М-72 (мотоцикл)?

М-72
Общая информация
Производитель

ММЗ
ГМЗ
ИМЗ
«Красный Октябрь»
КМЗ

Годы выпуска

с 1941 по 1960 год

Следующая модель

ИМЗ М-61

Составляющие
Двигатель
Марка: М-72
Тип: Бензиновый, оппозитный
Объём: 746 см3
Максимальная мощность: 22 л.с., при 4600 об/мин
Конфигурация: B
Цилиндров: 2
Клапанов: 4
Диаметр цилиндра: 78 мм
Ход поршня: 78 мм
Cтепень сжатия: 5,5
Система питания: два горизонтальных карбюратора К-37
Охлаждение: воздушное
Клапанной механизм: SV
Тактность (число тактов): 4
Порядок работы цилиндров: 1-2
Рекомендованное топливо: А-66
Сцепление

сухое, двухдисковое

КПП
мехническая 4-ступ.
Модель: М-72
Тип: мехническая
Число ступеней: 4-ступ.
Передаточные отношения:  
1 передача: 3,6
2 передача: 2,28
3 передача: 1,7
4 передача: 1,3
Задняя передача: нет
Переключение: педаль и ручной рычаг
Привод

карданная передача

Подача топлива

самотёком

Передняя шина

3,75×19

Задняя шина

3,75×19

Технические характеристики
Ёмкость бака

22

Снаряжённая масса, кг

219 кг (одиночка)

Максимальная скорость, км/ч

110

Габариты
Длина, мм

2130 мм

Ширина, мм

815 мм

Высота, мм

960 мм

База мотоцикла, мм

1430 мм

Дорожный просвет, мм

135 мм

М-72 на Викискладе

М-72 — советский тяжёлый мотоцикл. Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год на заводах ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь» (Ленинград), КМЗ (Киев). Первоначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную продажу не поступал.

Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего было выпущено более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в одиночном варианте.

Технические характеристики

  • Масса (одиночки/с коляской) 225/350 кг[1]
  • Длина — 2130/2380 мм[2]
  • Ширина — 815/1590 мм
  • Высота — 960/1000 мм
  • База — 1430 мм
  • Клиренс 135 мм
  • Высота сиденья — 790 мм
  • Мощность двигателя 22 л.с. при 4600 об/мин
  • Рабочий объем 746 см³
  • Число тактов 4
  • число цилиндров 2
  • Диаметр цилиндра 78 мм
  • Степень сжатия 5.5
  • Ход поршня 78 мм
  • Тип свечей А 11
  • Карбюратор К-37
  • Зажигание батарея 3 МТ-14
  • Напряжение 6 В
  • Реле-регулятор РР-1/РР-31
  • Генератор, мощность Г-11, 45 Вт
  • Трансмиссия карданный вал
  • Коробка передач 4-х скоростная
  • Передаточные числа 3,60 / 2,28 / 1,7 / 1,3
  • Шины 3,75×19
  • Давление в шинах 1,5/2,5 атм (передняя/задняя)
  • Запас топлива 22 л
  • Расход топлива 7 л/100 км
  • Максимальная скорость 110/95 км/ч

История

М-72 на почтовой марке

В СССР решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW[3], на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в Вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ) По кооперации ЗИС разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (ныне АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Московский велосипедный завод выпускал мотоциклы до 1951 года. Другой базой производства стал харьковский завод, двигателями его снабжал Киевский завод медицинских инструментов. В Ленинграде завод «Красный Октябрь» также взялся за производство М-72. С 25 февраля 1942 года мотоциклы М — 72 начали производить в Ирбите, куда было эвакуировано оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Его возглавил Александр Минович Федоров, среди конструкторов находились И. И. Окунев, Н. А. Кукин, В. В. Бекман, испытатели С. И. Карзинкин и Б. В. Зефиров. Одновременно производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», называвшийся Горьковским мотоциклетным заводом. Параллельно с ИМЗ, начиная с 1951 года, стал делать мотоциклы М-72 и Киевский мотоциклетный завод (КМЗ). Позже он встал на собственный путь развития конструкции. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства не существовало. С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. Гражданскую версию завода ИМЗ отличали: улучшенный двигатель, усиленные колёса и рама, торсионная подвеска колеса коляски, новая цветовая гамма и надпись «Ирбит» на баке. Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учете и в военное время подлежали реквизиции. Было выпущено 8,5 тыс. мотоциклов.

Конструкция

Конструкция прототипа (BMW R71) была ориентирована на массовое производство и содержала одновременно немало технических новшеств, которые на советских мотоциклах ранее не применялись. Это дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса, телескопическая передняя вилка(к слову, после войны на последних сериях М-72 ставили рычажную вилку), карданная передача, питание каждого цилиндра от собственного карбюратора.

Оппозитное расположение цилиндров в двигателе обеспечило не только его хорошую уравновешенность, но и низкий центр тяжести всего мотоцикла. У М-72 он лежал на высоте 592 мм. Все вспомогательные узлы (прерыватель, маслонасос, генератор) на М-72 приводились шестернями, чугунные цилиндры покрыты антикоррозионным жаростойким черным лаком, шатунные подшипники коленчатого вала — роликовые, коренные — шариковые. Шатуны сидели не на общей шейке, а каждый на своей. Поэтому левый цилиндр по ходу машины смещен вперед на 39,2 мм относительно правого. В интересах уменьшения длины картера двигателя и, следовательно, его массы (с коробкой он весил 75 кг), коленчатый вал на М-72, как и у прототипа БМВ-R71, сделан двухопорным, а его средняя щека — сравнительно тонкой (18 мм). Мотоцикл М-72 выделялся среди своих ровесников рычагами управления, концы которых смотрели не наружу, а внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской порой оказывалось удобным переключать передачи не педалью, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце.

На мотоцикл устанавливались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь как по ходу мотоцикла, так и назад. Так же, в очень ограниченном количестве, в войска поступали модификации с установленным вместо корпуса коляски 82-миллиметровым миномётом.

В 1949 году внедрён двойной воздушный фильтр — сетчатый и инерционно-масляный. С 1950 года вместо реле-регулятора РР-1 мотоциклы стали комплектоваться новым прибором РР-31. Затем, в 1952 году, внедрили усовершенствованный генератор Г11А. Его мощность как у предшественника (Г11), так и у последующей модели (Г414) оставалась, однако, неизменной.

С 1956 года ИМЗ перешел на модель М-72М. Ее главное отличие — среди усовершенствований двигателя замена (с 1955 г.) переднего подшипника распределительного вала (вместо втулки — шариковый). По ходовой части: усилена рама, изменен редуктор главной передачи, усилены колеса: на тормозном барабане появился штампованный «кружевной» венец для более надежного закрепления спиц. Во избежание блокирования колеса липкой грязью передний щиток поднят и закреплен на подрессоренной части передней вилки. Мотоцикл получил новую коляску.

Дальнейшего развития М-72М не произошло, так как ИМЗ перешел на модель М-61 с верхнеклапанным двигателем.

Спортивная модификация

Для спортивных клубов небольшими партиями выпускался кроссовый мотоцикл М-72К: облегченный, с форсированным двигателем мощностью 30 л. с. Увеличение мощности достигнуто изменением фаз газораспределения, увеличением высоты подъема клапана и расшлифовкой впускного и выпускного каналов. Мотоцикл М-72К имеет забор воздуха с верхней поверхности бензобака, улучшенные передние и задние грязевые щитки, двойное седло водителя и покрышки со специальным «кроссовым» рисунком протектора, выведенные на уровень с верхними трубами рамы глушителя, переднюю вилку без фары, герметичные системы электрооборудования с магнето, привод которого состоит из двух шестерен. Ведущая шестерня вращается вместе с распределительным валом, а ведомая— вместе с промежуточным валом, установленным в передней крышке. Магнето соединено с промежуточным валом кулачковой муфтой. Значительное уменьшение веса достигнуто благодаря легкому боковому прицепу и облегчению ходовой части мотоцикла. На подвеске заднего колеса установлен фрикционный амортизатор, гасящий колебания задней подвески. Рукоятка управления дросселем — катушечного типа, что позволяет резко открывать дроссель при небольшом угле поворота рукоятки.

Литература

  • Мотоцикл М-72. Инструкция по уходу и эксплуатации. Машгиз, Киев 1964.
  • Мотоциклы «Урал», «Днепр». Эксплуатация, ремонт. Пособие по ремонту/ под ред. Т. А. Шленчик. — Чернигов: Ранок, 2001. — 208 с. — ISBN 966-8185-03-X.

См. также

Примечания

  1. Мотоцикл М-72. Инструкция по уходу и эксплуатации. — Киев: Машгиз, Украинское отделение, 1964.
  2. М. Г. Гинцбург. Устройство и обслуживание мотоциклов. — издание второе, переработанное. — М.: Машгиз, 1963. — 319 с. — 215 000 экз.
  3. Кащеев Л. Б., Реминский В. А. 2 // Военные машины. Автомобили ЗиС в Красной Армии.

Ссылки

dal.academic.ru

МОТОЦИКЛ М1М — Декабрь 1956 года

  • Онлайн

    • Архив
    • Форум
    • Wiki
    • Купи авто
    • Реклама
  • Издания

    • Журнал “За рулем”
    • Газета “За рулем – Регион”
    • Журнал “Купи авто”
    • Журнал “Мото”
    • Журнал “Рейс”
    • Книги, Каталоги
    • Подписка
  • Товары и услуги

    • Интернет магазин
    • Товары ЗР
    • Реклама
    • Турбюро
  • Реклама
  • Подписка
  • Архив
  • Форум
  • Wiki
  • Купи авто
  • Войти
  • Анонсы
  • Издания

    • За рулем
    • Газета «За рулем — Регион»
    • Купи авто
    • Мото
    • Рейс
  • За рулем
  • Газета «За рулем — Регион»
  • Купи авто
  • Мото
  • Рейс
  • Книги и каталоги

    • Новинки
    • Популярная литература
    • Техническая литература
  • Марки и модели

    • Все марки
    • Acura
    • Alfa Romeo
    • Alpina
    • Aston Martin
    • Audi
    • BAW
    • Bentley
    • BMW
    • Brilliance
    • Bristol
    • Bugatti
    • Buick
    • BYD
    • Cadillac
    • Caterham
    • Changan
    • Chery
    • Chevrolet
    • Chrysler
    • Citroen
    • Cord
    • Dacia
    • Daewoo
    • Daihatsu
    • Delahaye
    • Derways
    • DFM
    • Dodge
    • Eriba moving
    • FAW
    • FBS
    • Ferrari
    • FIAT
    • Fisker
    • Ford
    • Freightliner
    • Geely
    • GMC
    • Great Wall
    • Grinnall
    • Gumpert
    • Hafei
    • Haima
    • Hino
    • Honda
    • Horch
    • Hummer
    • Hymer
    • Hyundai
    • Infiniti
    • International
    • Iran Khodro
    • Isuzu
    • Iveco
    • JAC
    • Jaguar
    • Jeep
    • Jinbei
    • Kamaz
    • KIA
    • Lamborghini
    • Lancia
    • Land Rover
    • LDV
    • Lexus
    • Lifan
    • Ligier
    • Lincoln
    • Lotus
    • Luxgen
    • Mahindra
    • Man
    • Maserati
    • Maybach
    • Mazda
    • Mercedes-Benz
    • Mercury
    • MG
    • Mini
    • Mitsubishi
    • Morgan
    • Nash Ambassador
    • Nissan
    • Noble
    • Opel
    • ORCA
    • Pagani
    • Pegaso
    • Perodua
    • Peugeot
    • Piaggio
    • Pininfarina
    • Polaris
    • Pontiac
    • Porsche
    • Proton
    • Renault
    • Rolls-Royce
    • Rover
    • SAAB
    • Saleen
    • Samsung
    • Saturn
    • Scania
    • Scion
    • SEAT
    • Setra
    • Shuanghuan
    • Skoda
    • Smart
    • Spyker
    • Ssang Yong
    • Steyr
    • Strathcarron
    • Studebaker
    • Subaru
    • Suzuki
    • TATA
    • Tianma
    • Tianye
    • Toyota
    • Tucker
    • Venturi
    • Volkswagen
    • Volvo
    • Vortex
    • Westfield
    • Willys
    • Xin Kai
    • YAMAHA
    • Zxauto
    • Богдан
    • ВАЗ
    • Валдай
    • ВИС
    • Волжанин
    • ГАЗ
    • ГолАЗ
    • ё-мобиль
    • ЗАЗ
    • ЗИЛ
    • ЗИС
    • ЗМЗ
    • ИЖ
    • КАВЗ
    • Комбат
    • КРАЗ
    • ЛиАЗ
    • МАЗ
    • Москвич
    • ОКА
    • ПАЗ
    • РОАЗ
    • Сталкер
    • ТагАЗ
    • Тигр
    • УАЗ
    • Урал
  • Поиск

  • Анонсы
  • За рулем
  • Газета «За рулем — Регион»
  • Купи авто
  • Мото
  • Рейс
  • Книги и каталоги
  • Марки и модели
  • Поиск

ЗР 1956

  • ЗР 2019
  • ЗР 2018
  • ЗР 2017
  • ЗР 2016
  • ЗР 2015
  • ЗР 2014
  • ЗР 2013
  • ЗР 2012
  • ЗР 2011
  • ЗР 2010
  • ЗР 2009
  • ЗР 2008
  • ЗР 2007
  • ЗР 2006
  • ЗР 2005
  • ЗР 2004
  • ЗР 2003
  • ЗР 2002
  • ЗР 2001
  • ЗР 2000
  • ЗР 1999
  • ЗР 1998
  • ЗР 1997
  • ЗР 1996
  • ЗР 1995
  • ЗР 1994
  • ЗР 1993
  • ЗР 1992
  • ЗР 1991
  • ЗР 1990
  • ЗР 1989
  • ЗР 1988
  • ЗР 1987
  • ЗР 1986
  • ЗР 1985
  • ЗР 1984
  • ЗР 1983
  • ЗР 1982
  • ЗР 1981
  • ЗР 1980
  • ЗР 1979
  • ЗР 1978
  • ЗР 1977
  • ЗР 1976
  • ЗР 1975
  • ЗР 1974
  • ЗР 1973
  • ЗР 1972
  • ЗР 1971
  • ЗР 1970
  • ЗР 1969
  • ЗР 1968
  • ЗР 1967
  • ЗР 1966
  • ЗР 1965
  • ЗР 1964
  • ЗР 1963
  • ЗР 1962
  • ЗР 1961
  • ЗР 1960
  • ЗР 1959
  • ЗР 1958
  • ЗР 1957
  • ЗР 1956
  • ЗР 1955
  • ЗР 1954
  • ЗР 1953
  • ЗР 1952
  • ЗР 1951
  • ЗР 1950
  • ЗР 1949
  • ЗР 1948
  • ЗР 1947
  • ЗР 1946
  • ЗР 1945
  • ЗР 1944
  • ЗР 1943
  • ЗР 1942
  • ЗР 1941
  • ЗР 1940
  • ЗР 1939
  • ЗР 1938
  • ЗР 1937
  • ЗР 1936
  • ЗР 1935
  • ЗР 1934
  • ЗР 1933
  • ЗР 1932
  • ЗР 1931

www.zr.ru

М1М (мотоцикл) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

М1М
Производитель Минский мотоциклетно-велосипедный завод
Годы выпуска 1956 — 1961
Предыдущая модель М1А
Следующая модель «Минск» М103.
Тип дорожный
Система смазки совместно с топливом
Сцепление многодисковое в масляной ванне
КПП
механическая 3-ступ.
Тип механическая
Число ступеней 3
1 передача 3,24
2 передача 1,596
3 передача 1
Задняя передача нет
Тип шестерней прямозубые
Синхронизаторы нет
Переключение педаль
Привод цепь
Подача топлива самотёком
Передняя шина 2,5-19
Задняя шина 2,5-19
Ёмкость бака 9
Максимальная нагрузка, кг 150
Максимальная скорость, км/ч 75
Длина, мм 1995
Ширина, мм 665
Высота, мм 950
База мотоцикла, мм 1260—1310
Дорожный просвет, мм 150

М1М — лёгкий дорожный одноместный мотоцикл из семейства мотоциклов «Минск» производства Минского мотоциклетно-велосипедного завода (БССР, г. Минск, современное название — ОАО «Мотовело»). Выпускался с 1956 по 1961 год. Предшественник — модель М1А, преемник — «Минск» М103.

Мотоцикл М1М является дальнейшим развитием мотоциклов М1А (копии мотоцикла DKW RT 125) Минского мотоциклетно-велосипедного завода.

Двигатель[править | править код]

Одноцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением с двухканальной возвратной продувкой. Двигатель имеет чугунный цилиндр с головкой из алюминиевого сплава, генератор переменного тока Г-401, карбюратор с поплавком и игольчатым клапаном. Воздухоочиститель — сетчатый с пропиткой маслом. Для двигателя требуется топливо из смеси масла и бензина А-66 в соотношение 1: 25.

Трансмиссия[править | править код]

Коробка передач трёхступенчатая. Механизм переключения передач — ножной. Сцепление многодисковое, в масляной ванне. Привод на заднее колесо — открытой цепью.

Ходовая часть[править | править код]

Рама трубчатая, закрытого типа. Передняя вилка рычажная толкающего типа с фрикционными амортизаторами, задняя подвеска маятникового типа с фрикционными амортизаторами[1].

  1. ↑ Мотоцикл М1М. Инструкция по уходу и эксплуатации. — Минск: Минский мотоциклетно-велосипедный завод, 1961. — 59 с.

ru.wikipedia.org

Урал М-67-36 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 ноября 2016;
проверки требуют 12 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 ноября 2016;
проверки требуют 12 правок.

«Урал» М-67-36
Другие названия ИМЗ 8.103.30
Производитель ИМЗ
Годы выпуска 1976-1983
Предыдущая модель ИМЗ М-67
Следующая модель ИМЗ 8.103.30

ИМЗ 8.103.30

Двигатель
Производитель ИМЗ
Тип оппозитный
Объём 649 см3
Максимальная мощность 36 л. с.
Цилиндров 2
Макс. скорость 105
Рекомендованное топливо Бензин с октановым числом 72-80
КПП
4-ступ.
Число ступеней 4

Урал М67-36 — советский тяжёлый мотоцикл, выпускавшийся на Ирбитском мотоциклетном заводе (Свердловская область, город Ирбит) с 1976 по 1984 годы. В подавляющем большинстве случаев эксплуатируется с коляской.

Мотоцикл «Урал М67-36» выпускался на Ирбитском мотоциклетном заводе с 1976 года.

Мотоцикл относится к классу тяжёлых мотоциклов, так как оснащён мощным двухцилиндровым четырёхтактным двигателем.

Производили «Урал М67-36» в одном варианте:

  • мотоциклы без привода на колесо боковой коляски.

Производство мотоцикла осуществлялось до 1984 года.

«Урал» имеет хорошую проходимость и надёжность. В СССР мотоцикл «Урал М67-36» обрёл популярность. Следующей моделью является ИМЗ 8.103.30.

Максимальная скорость 105 км/ч.

Двигатель двухцилиндровый, оппозитный, четырёхтактный. Рабочий объём 649 куб. см. Мощность двигателя 36 л. с. На «М67-36» устанавливалось два карбюратора К-301Г.

Объём топливного бака 19 л.

Расход топлива — около 8 л. на 100 км, бензин А-76.

Коробка передач четырёхступенчатая, сцепление двухдисковое, сухого типа.

Собственная масса мотоцикла 330 кг. Грузоподъёмность — 250кг

Электрооборудование — 12-вольтовое, однопроводное.

Подвеска:

переднее колесо — телескопическая вилка;
заднее колесо — рычажная подвеска.
  • Реплика мотоцикла BMW R75, за основу взят «Урал».

  • Мотоцикл с коляской, модификация «Патруль ДПС».

ru.wikipedia.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о