Экстренное торможение на мотоцикле – Торможение | Motowave.ru

Торможение | Motowave.ru

Самое первое, самое главное и основное, что необходимо освоить начинающему мотоциклисту — это экстренное торможение на мотоцикле. Это навык. Навык, спасающий жизнь! И как любой другой, этот навык приобретается постоянной тренировкой и его оттачиванием.

Первое, что следует запомнить, это то, что тормозной путь мотоцикла стоящего на колесах в несколько раз меньше тормозного пути байка стесывающего бочину об асфальт. И если принято решение экстренно тормозить, то необходимо удержать мот в вертикальном положении. Все эти холивары вроде: я положил мотоцикл, чтоб быстрее остановиться» — полная ерунда. Тормозной путь байка на боку и пилота попой трущегося об асфальт – выше.

Теперь поговорим о том, как при экстренном торможении удержать мотоцикл в вертикальном положении. Здесь нужно сказать об одной аксиоме: блокировка переднего колеса практически всегда приводит к падению.

Самая распространенная ошибка, вызванная отсутствием наработанного навыка – это при виде препятствия «хватануть» ручку переднего тормоза.  Это приводит к мгновенной блокировке, которая (см. аксиому) практически всегда приводит к падению, а иногда к тому, что мотоцикл становится в стоппи (на переднее колесо) и райдер оказывается в неуправляемом полете по направлению к препятствию. Таких видео полным полно на ютюбе и смотреть их неприятно. 

Вторая ошибка – пытаться тормозить во время руления. При вывернутом колесе даже слегка нажатый передний тормоз приводит к срыву колеса и падению. Необходимо сначала выровнять руль, а уже только потом касаться ручки переднего тормоза.

Третья ошибка  —  пытаться тормозить передним тормозом во время маневрирования на скорости – это приводит к срыву колеса, что почти всегда приводит к падению.

Теперь два слова о самих тормозах: у мотоцикла, как мы знаем, их два – передний и задний. И пользоваться, разумеется, нужно обоими. На передний тормоз приходится до 90 процентов  тормозного усилия.  Задний  тормоз еще имеет стабилизационную функцию. Поэтому те, кто не умеет пользоваться задним тормозом допускает большую ошибку, которую дорога может не простить.

Так как же не допустить срыва колеса в занос, прибегая к экстренному торможению? Секрет в умении правильно работать обоими тормозами. При нажатии на рычаг переднего тормоза необходимо дозировать  усилие, движение должно быть быстрым, но плавным, поступательным. В очень замедлненном варианте просмотра события экстренного торможения на мотоцикле, это бы выглядело следующим образом: Передний тормоз. Мотоциклист сначала слегка прижимает рычаг тормоза, сила инерции заставляет мотоцикл клевать носом вперед, загружая переднюю вилку. При этом сила соприкосновения передней шины с дорогой увеличивается. Одновременно мотоциклист плавным движением с нарастающим усилием продолжает давить на рычаг переднего тормоза. Пока не доходит до момента, когда колесо вот-вот сорвется в юз. Момент торможения на грани юза колеса и есть наиболее эффективный. Происходит все быстро, и главное развить навык плавного нажатия на ручку, чтобы не допустить срыва колеса в занос. Сцепление мотоцикла должно быть выжатым. Выжимать обе ручки мотоциклист начинает одновременно

Задний тормоз при резком  торможении намного менее эффективен, чем передний, т.к. при резком замедлении весь вес мотоцикла переносится вперед. Но менее эффективен — не значит бесполезен. Пользоваться им нужно, как и передним – плавно. И именно он в первые доли секунды торможения позволяет быстрее загрузить переднее колесо, позволяя быстрее увеличивать поступательное усилие на передней ручке тормоза, существенно сокращая тормозной путь. После чего продолжает брать на себя около 10 процентов тормозного усилия. И поверьте, это не будет лишним, когда приходится бороться за сокращение каждого метра тормозного пути.

Если уже в процессе торможения вы видите, что скорость окончательно погасить не удастся, а остается возможность для объезда препятствия, то в ту самую секунду, когда вы начнете совершать маневр тормоза должны быть полностью отпущены. В противном случае вы сорвете переднее колесо, а это – смотри аксиому…

Я вообще думаю, что фундаментальному навыку торможения на мотоцикле отводится в мотошколах крайне мало времени, а начинающие мотоциклисты относятся к этому не слишком серьезно. Между тем, умение тормозить – умение, спасающее жизни. Тренироваться экстренно тормозить на мотоцикле нужно при любой удобной возможности (это должна позволять дорожная ситуация, а именно: отсутствие других участников движения). Начинать вырабатывать мышечную память, т.е. формировать навык экстренного торможения можно на стоящем байке. Потренируйте правильное нажатие на тормоза два-три раза перед каждым выездом, это отнимает буквально пять секунд. Учитесь правильно тормозить и будьте готовы к любым неожиданностям и дорожным ситуациям.

Удачи на дорогах!
Stoexio

motowave.ru

Как тормозить на мотоцикле: виды торможения, практика

У Яндекса часто спрашивают, почему при необходимости внезапной остановки мотоцикла тормозят. Простите, но как же еще остановить байк, если не тормозами? Хотя, возможно, смысл этого вопроса в другом – почему «притормаживает» мотоциклист, когда требуется экстренно остановиться. Потому, что нужно хорошо владеть теорией того, как тормозить на мотоцикле, практиковаться и доводить действия до автоматизма.

Немного теории

В торможении мотоцикла все значительно проще, чем, скажем, заложить мотоцикл в поворот. Тем не менее, некоторые моменты необходимо понимать:

  1. Сцепление колес с дорогой – это основной фактор устойчивости мотоцикла при езде, а также при совершении маневров, в том числе, с использованием тормозов.
  2. Площадь сцепления колеса с дорожным покрытием традиционно называется пятном контакта колеса с дорогой.
  3. Чем больше пятно контакта, тем большее тормозное усилие можно реализовать колесом.
  4. В каждый отдельный момент времени наиболее эффективным будет то торможение, которое приходится на наиболее загруженное колесо.

Правильно тормозить означает использовать как задний, так и передний тормоз, а также не забывать понижать скорость, переключением передачи.

Обычное торможение

При равномерном прямолинейном движении система райдер-байк правильно уравновешена таким образом, что пятно контакта заднего колеса немного больше переднего. В процессе торможения под действием различных сил развесовка изменяется, нагружая больше переднее колесо. Основной тормозной путь мы преодолеваем с загрузкой переднего колеса. Таким образом, тормозной потенциал байка реализуется, главным образом, передним тормозом.

Если мы будем пользоваться только задним тормозом, то получим в 2 раза менее эффективное торможение (т.е. тормозной путь увеличиться примерно в 2 раза). Это интуитивно понятно любому начинающему райдеру. Поэтому почти все и всегда стараются тормозить «рукой». Однако не стоит забывать, что в этой схеме найдется место и для ножного тормоза. Ведь когда мы начинаем тормозить, у нас загружено заднее колесо. Это означает, что придание тормозного импульса на заднее колесо в самом начале торможения позволить останавливаться более эффективно и безопасно.

Итак, для того чтобы правильно затормозить на мотоцикле нужно:

  1. Поджать задний тормоз до момента легкого просаживания мотоцикла.
  2. Плавно, но сильно нажимать на передний тормоз.

Сила нажатия зависит от предполагаемой длины тормозного пути.

Экстренное торможение

В идеале последовательность действий должна быть той же, что и при обычном торможении на мотоцикле.

  1. Задний тормоз.
  2. Переключение передачи -1.
  3. Максимально сильное выжимание переднего тормоза до писка покрышки заднего колеса, но не допуская блокировки переднего.
  4. Переключение передачи -1.

Но в действительности даже люди, которые катаются не первый день, в экстренной ситуации напрочь забывают о заднем тормозе и по привычке выжимают передний. При этом нагрузка перераспределяется таким образом, что 90% веса системы байк-райдер приходится на переднее колесо. К этому следует добавить, что экстренное торможение на мотоцикле – это всегда инстинктивно резкое нажатие на ручку тормоза. Но учтите, что при резком торможении сила, держащая мотоцикл в равновесии ослабнет, в результате вы потеряете устойчивость и упадете.

Если вы относитесь к тем райдерам, которые в экстренной ситуации жмут на передний тормоз, то продолжайте делать так, как делали, но правильно: Для стабилизации мотоцикла приучите себя дополнять переднее торможение задним, т.е. тормозите обоими тормозами попеременно. При этом переднее колесо будет выполнять основную тормозную функцию, а заднее – способствовать стабилизации байка и коррекции движения.

Торможение на скользкой дороге

Все вышеописанные принципы в полной мере применимы и для ситуаций с плохим сцеплением колес с дорогой (мокрый асфальт, песок и проч.).

Но есть и некоторые особенности:

  • уменьшение коэффициента сцепления  ведет к снижению общей тормозной силы;
  • перераспределение массы системы райдер-байк незначительно, и это значит, что заднее колесо, наравне с передним, продолжает иметь большую площадь контакта с дорогой.

Из этих особенностей есть 2 следствия, которые стоит учесть:

  • тормозной пути увеличивается в 3-5 раз;
  • следует в большей степени задействовать задний тормоз.

Итак, чтобы останавливаться на скользкой дороге правильно:

  1. Не паникуйте.
  2. Тормозите задним колесом.
  3. Выравнивайте мотоцикл.
  4. Используйте задний и передний тормоз, стабилизируя мотоцикл.
  5. Тормозите на грани блокировки колес.

Торможение в повороте

Никогда не тормозите, выполняя поворот на мотоцикле. Ни задним, ни, тем более, передним тормозом. Этим вы будете способствовать выводу мотоцикла из поворота и к критичному снижению его устойчивости.

Если вам нужно снизить скорость, делайте это до захода на поворотную дугу. А сам поворот проходите правильно, т.е. с ускорением.

Похожие статьи

zextrem.com

Экстренное торможение на мотоцикле

Как тормозить, управляя мотоциклом – богатая тема для «священных войн» потому что два раздельных тормоза на двух колесах дают в итоге значительно больше вариантов применения, чем одна педаль тормоза в автомобиле. Если мы прикинем теоретические выкладки из учебника физики, то при торможении мотоцикла вес стремится сдвинуться на переднее колесо и разгружает заднее. И все вроде бы кристально ясно – основной тормоз передний, им и нужно останавливаться наиболее быстро. Но не все так просто…

Оказывается, 100% эффективность переднего тормоза существует только для относительно легких мотоциклов с короткой базой, т.е. для тех, на которых реально исполнить трюк, именуемый «стоппи». Это в основном спортбайки и легкие дорожные мотоциклы, а так же различные мотарды. Остальные, т.е. более тяжелые или имеющие другую развесовку, типа тяжелых эндуро или круизеров, в принципе не способны перенести при торможении 100% веса на переднее колесо – передняя покрышка начнет скользить раньше от перегрузки. Теперь учтем страх заблокировать переднее колесо, неумение эффективно томозить, непрогретую или просто дубовую резину, неуверенность в дорожном покрытии и так далее…. И к армии неспособных перенести 100% веса на переднее колесо присоединится много людей, которые ездят на тех мотоциклах, которые теоретически могут наиболее эффективно тормозить одним лишь передним тормозом.

Эта нехитрая мысль, которая изложена выше, нужна тут для того, чтобы ниже, когда будет описываться стандартная процедура экстренного торможения с использованием заднего тормоза, вы попробовали задуматься. Во-первых, так учат экстренно тормозить на обязательных курсах подготовки мотоциклистов «за бугром», а во-вторых мыслить штампами типа «попробуй остановить мотоцикл задним тормозом на скорости! Поэтому он не нужен!» — это плохо. В тех спорах, которые мне довелось читать на разных форумах, часто приводились примеры спортсменов на гоночных треках. Но это плохие примеры – на треке нет экстренных торможений, т

craft4me.com

Экстренное торможение на мотоцикле

Как тормозить, управляя мотоциклом – богатая тема для «священных войн» потому что два раздельных тормоза на двух колесах дают в итоге значительно больше вариантов применения, чем одна педаль тормоза в автомобиле. Если мы прикинем теоретические выкладки из учебника физики, то при торможении мотоцикла вес стремится сдвинуться на переднее колесо и разгружает заднее. И все вроде бы кристально ясно – основной тормоз передний, им и нужно останавливаться наиболее быстро. Но не все так просто…

Оказывается, 100% эффективность переднего тормоза существует только для относительно легких мотоциклов с короткой базой, т.е. для тех, на которых реально исполнить трюк, именуемый «стоппи». Это в основном спортбайки и легкие дорожные мотоциклы, а так же различные мотарды. Остальные, т.е. более тяжелые или имеющие другую развесовку, типа тяжелых эндуро или круизеров, в принципе не способны перенести при торможении 100% веса на переднее колесо – передняя покрышка начнет скользить раньше от перегрузки. Теперь учтем страх заблокировать переднее колесо, неумение эффективно томозить, непрогретую или просто дубовую резину, неуверенность в дорожном покрытии и так далее…. И к армии неспособных перенести 100% веса на переднее колесо присоединится много людей, которые ездят на тех мотоциклах, которые теоретически могут наиболее эффективно тормозить одним лишь передним тормозом.


Эта нехитрая мысль, которая изложена выше, нужна тут для того, чтобы ниже, когда будет описываться стандартная процедура экстренного торможения с использованием заднего тормоза, вы попробовали задуматься. Во-первых, так учат экстренно тормозить на обязательных курсах подготовки мотоциклистов «за бугром», а во-вторых мыслить штампами типа «попробуй остановить мотоцикл задним тормозом на скорости! Поэтому он не нужен!» — это плохо. В тех спорах, которые мне довелось читать на разных форумах, часто приводились примеры спортсменов на гоночных треках. Но это плохие примеры – на треке нет экстренных торможений, там все прогнозируемо и предсказуемо. А экстренное торможение – это торможение перед неожиданно возникшим препятствием, в процессе которого паника заставляет делать глупости, поэтому оно должно быть отработаным на уровне рефлексов.

Прежде всего, нужно мгновенно решить что нужно делать: тормозить или объезжать препятствие. Промедление и колебание – это смерть. Возможно высказывание про смерть кому-то покажется слишком пафосным, но факт в том, что столкновение с неподвижным препятствием хорошо экипированной тушки уже на скорости 50 км/ч (в момент столкновения) приведет именно к такому печальному итогу. Поэтому вариант «торможу… нет, не успеваю…. начинаю рулить… че-то не рулится… опять торможу» можно признать самым неправильным, несмотря на то, что можно найти случаи, когда все заканчивалось благополучно. Поэтому выбрали для себя стратегию поведения и усиленно рулим или тормозим, даже если в процессе кажется, что во время выбора было совершена ошибка. Ок, теперь можно начинать рассказывать странное….

Первым делом прицеливаемся туда, куда хоти ехать во время торможения, ставим мотоцикл вертикально, давим на педаль заднего тормоза и блокируем заднее колесо. Я говорю это абсолютно серьезно! Дело в том, что когда я честно получал категорию «А», первым делом нас учили блокировать заднее колесо и не падать. Тренировка заключается в постепенном наращивании скорости, на которой блокируется заднее колесо. А весь секрет в том, что когда заднее колесо болтает из стороны в сторону, нужно смотреть далеко вперед и не нависать на руль, т.е. держать руки расслабленными. Без отработки этого упражнения, вернее пока не исчезнет страх от блокировки заднего колеса, никакого экстренного торможения с блокировкой заднего колеса не получится. Но засада в том, что экстренное торможение входит в обязательную программу практического экзамена…

Немедленно после нажатия заднего тормоза нажимается рычаг переднего тормоза. Тут для мотоциклов разной весовой категории и развесовки есть отличия. Для тяжелых и имеющих длинную б

amposter.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о